Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Грэг Мутит
Черные планы насчет черного золота: Грабеж иракской нефти

26 ноября 2005 года

Краткое изложение отчета, составленного по поручению следующих организаций PLATFORM, Global Policy Forum, Institute for Policy Studies (New Internationalism Project),New Economics Foundation,Oil Change InternationalиWar on Want. Полный текст отчета находится здесь: http://www.globalpolicy.org/security/oil/2005/crudedesigns.htm.

Пока иракцы борются за то, чтобы самим решать свою судьбу среди политического хаоса и насилия, будущее их наиболее ценного материального достояния - нефти, решается за закрытыми дверями. Этот отчет раскрывает, как планы Госдепартамента США, касающиеся нефти, будут применены в Ираке после декабрьских выборов, без всякого открытого обсуждения, и с крайне тяжелыми последствиями для экономики Ирака. Большая часть иракской нефти 1  - не менее 64% нефтяных запасов страны - попадет в руки международных нефтяных компаний.

Иракцы решительно против передачи контроля над нефтяной отраслью иностранным фирмам. Но, при активном участи правительства США и Англии, группа влиятельных иракских политиков и технократов проталкивает систему долгосрочных контрактов с иностранными нефтяными компаниями, которые окажутся вне досягаемости ираксих судов, общественного воздействия или демократического контроля. 

Ирак потеряет миллиарды

Экономические прогнозы, опубликованные здесь впервые, показывают, что предложенная модель обойдется Ираку в миллиарды долларов потерянных доходов, а иностранные фирмы получат колоссальную прибыль.

Наши основные выводы: При цене 40 долларов за баррель, Ирак потеряет от 74 миллиардов до 194 миллиардов за время предложенных контрактов 2 , и это только с первых 12 месторождений. Эти оценки, основанные на заниженных предположениях, составляют от 2-х до 7-ми годовых бюджетов нынешнего иракского правительства. При вероятных условиях контрактов, проценты прибыли нефтяных компаний составят от 42% до 162%, гораздо больше нынешней минимальной прибыли в отрасли -12%.

Грабеж по контракту

Обсуждение "приватизации" нефти в Ираке часто сбивает с толку из-за технических деталей этого понятия, которое касается юридической собственности на нефтяные запасы. Это позволяет правительствам и нефтяным фирмам отрицать, что идет "приватизация". В то же время важные практические вопросы - о частном или общественном контроле над отраслью и прибылями -остаются в тени.

Планы, составленные для Ирака и поддержанные влиятельными фигурами в министерстве нефти, основаны на контрактах, известных как соглашение о разделе добычи (СРД), сущетсвующих в нефтяной отрасли с конца 60-х. Специалисты согласны, что цель их - в основном политическая: технически, собственность на нефтяные запасы остается в руках государства 3 , в то время, как практически нефтяные компании получают то же самое, что от концессий, которые применялись ранее.

Состоя из сотен страниц сложных юридических и финансовых терминов, обычно подчинясь требованиям коммерческой тайны, договоры СРП практически непроницаемы для общественности и загоняют правительства в экономические рамки, которые не могут быть изменены десятки лет.

В случае с Ираком, эти контракты будут подписаны, пока правительство новое и слабое, положение с безопаснсотью крайне тяжелое, и страна все еще под оккупацией (в таком случае, это правительство не просто "слабое", но марионеточное -пер.) Условия скорее всего окажутся крайне невыгодными, но могут оставаться в силе до 40 лет подряд.

Более того, СРП в целом защищают иностранные нефтяные компании от любых новых законов, которые могут повлиять на их прибыль. И часто в контрактах оговаривается, что споры решаются не в судах страны, но в международных инвестиционных арбитражах, которые принимают решения на основе коммерческих, а не национальных интересов или национальных законов. Ирак фактически откажется от независимости сразу после ее достижения.

Американские приказы для Ирака

СРП вовсю проталкиваются нефтяными компаниями и правительством США.

Использование СРП было предложено в проекте "Будущее Ирака", составленном планирующим отделом Госдепартамента США еще до вторжения 2003 года. Эти предложения затем были развиты оккупационными властями, переходным иракским правительством и нынешним правительством. Иракская конституция также открывает двери иностранным компаниям, хотя и в туманнных юридических выражениях.

Разумется, что в конце концов произойдет, зависит от результатов выборов, от политической ситуации в целом и от результатов переговоров с нефтяными компаниями. Однако, давление на Ирак с целью заставить его принять СРП весьма существенно. Нынешнее правительство ускоряет процесс и уже обсуждает контракты с нефтяными компаниями параллельно с конституционным процессом, выборами и принятием Закона о нефти.

Конституция также предусматривает децентрализацию контроля за нефтяными контрактами, передачу его с общегосударственного уровня до регионов. Если это будет применено, у регионов будет меньше возможностей торговаться, чем у центрального правительства, что приведет к невыгодным условиям для Ирака в любых сделках с нефтяными компаниями.

Решительный разрыв

Нефтяные компании и их сторонники утверждают, что СРП - обычная практика в нефтяном деле, и что у Ирака нет иного выбора для финансирования нефтяной отрасли. И то, и другое утверждение - неправда.

Согласно цифрам Международного Энергентического Агентства, СРП используются только в отношении 12% мировых нефтяных запасов, в странах с небольшими (и часто находящимися в море) запасами нефти, когда издержки велики и перспективы добычи неопределены. Ничто из перечисленного не относится к Ираку.

Ни один из крупных производителей нефти на Ближнем Востоке не использует СРП. Некоторые правительства, которые подписали такие соглашения, теперь жалеют об этом. В России, где политические перипетии сопровождались резким открытием экономики для частного сектора в 1990-х годах, СРП стоили государству миллиарды долларов, так что маловероятно подписание новых (скорее, маловероятно, если не придут к власти "оранжевые", которые в таком случае окажутся, как и ельцинское правительство, окажутся ничуть не лучше американских марионеток в Ираке -пер.) Параллель с нынешним положением в Ираке очевидна.

Защитники СРП также заявляют, что инвестиции иностранных компаний через такие соглашения сберегут правительству до двух с половиной миллиардов в год, высвобождая деньги для других общественных расходов. Хотя это правда, эти инвестиции будут гораздо меньше, чем дальнейшая потеря доходов.

Наши подсчеты доказывают, что если иракское правитлетсво будет использовать СРП, проценты на капитал окажутся в промежутке 75% и 119 %. По такой цене, никакое преимущество того не стоит.

У Ирака есть несколько менее дорогих и убыточных вариантов для получения инвестиций для нефтяного сектора. Например: финансирование отрасли из бюджета (как сейчас), занимать деньги под будущие прибыли, или заключать с международными компаниями краткосрочные, менее связывающие и более выгодные для госдарства, чем СРП 4 .

Кому выгодно?

СРП - коренное изменение в иракском нефтном секторе, вырывающее нефть из рук госдарства и передающее в частные руки. Стратегическая основа этого лежит в стремлении США и Англии к "энергетической безопасности" и в желании международных нефтяных компаний "застолбить" новые запасы для будущего роста.

Несмотря на на невыгоды для иракской экономики и демократии, СРП вводят в Ираке без общественного обсуждения.

Это иракцам решать, на каких условиях развивать нефтедобычу. Мы надеемся, что этот отчет поможет обьяснить вероятные последствия решений, принятых за их спиной.

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=15&ItemID=9198

Перевод с английского Аллы Никоновой

Примечания

1  Под контролем иракского правительства останутся 17 нефтяных участков, уже разрабатываемых, из 80 разведаных.

2  Точные условия предложенных контрактов будут обсуждаться на переговорах, наши прогнозы основаны на условиях похожих стран, включая Ливию, которые обычно считаются самыми скупыми. Международные нефтяные компании настаивают на более щедрых условиях, ссылаясь на высокий уровень насилия и политического риска. Это ставит иракское правительство в крайне невыгодное положение на переговорах. Контракт обычно подписывают на 25-40 лет. Мы предположили его сроком на 30 лет. Прогнозы сделаны в ценах 2006 года. Чистые потери за 2006 год составят от 16 до 43 миллиардов при учетной ставке 12 %.

3  Терминология СРП обозначает частные фирмы как "подрядчиков". Этот отчет показывает, что такое название лживо, поскольку СРП дает компаниям контроль над нефтяной отраслью и огромные прибыли.

4  Они могут включать контракты с гарантированным уровенем возмещения, контракт с минимальной гарантией возмещения или контракт на бурение и добычу.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100