Владимир Орлов
О псевдореволюционной фразе

Недавно прошёл XIсъезд КПРФ, который в очередной раз подтвердил то, что для марксистов и не было секретом: КПРФ есть партия коммунистическая на словах, оппортунистическая  - на деле. И самым ярким примером оппортунизма здесь является доклад Зюганова «Народный подъём в России и задачи партии». По сути, в нём в завуалированном псевдореволюционными лозунгами, провозглашена линия на окончательную капитуляцию перед буржуазией, соглашательство с ней, и предательство социализма. Сам доклад – такое богатство «перлов», такой набор противоречий и курьёзов с точки зрения логики и азбуки марксизма, что даже не знаешь с какого перла начать разбор. Но начнём, однако, по порядку.

Уже первый параграф доклада «От социальной защиты - к социальному наступлению» показывает всю мелкобуржуазную, соглашательскую природу политического курса КПРФ.

Бонапартистский режим – вот термин, который обожают сегодня говорить «левые», скрывать им капиталистическую сущность общественных отношений, складывающихся в России. Выходит, что нужно бороться не с капитализмом, а только лишь с бонапартистским режимом, с чиновничеством, с узурпацией власти «силовиками» и т.д. Всё это говорит о том, что коммунизм КПРФ существует только в словах и лозунгах, на деле же КПРФ скатились к дюжинному либерализму. О какой вообще борьбе с капитализмом за социализм может идти речь, если «на повестке дня пока не социалистическая революция, поскольку не вызрели еще вызывающие ее противоречия» и «Россия стоит перед объективной необходимостью буржуазно-демократических по своему характеру преобразований – смены бонапартистского режима». Выходит, что борьба за социализм против капитализма для коммунистов десятое дело, а вернее даже уже не дело, а так, поклон перед  традициями, а вот борьба за буржуазно-демократическую революцию, то есть за усиление и укрепление власти буржуазии первоочередная задача. Что это, как не вывернутый наизнанку, перекрашенный в красный цвет либерализм? 

Исторически, борьба за буржуазно-демократическую революцию была лозунгом нарождающейся буржуазии в условиях феодализма, которая хотела расчистить себе дорогу, смести, отбросить, разрушить все путы прежнего общества.  Актуальным был этот лозунг и в России в 1917 году, когда развитый по европейским меркам капитализм соседствовал с самыми дикими феодальными порядками. Между тем, хотя большевики и поддерживали этот лозунг, они не остановились на этом лозунге, не стали делать из него фетиш, но видели в нём лишь ступень к социализму. Ленин, несмотря на все крики Троцкого, Плеханова и др. о том, что Россия не созрела для социалистической революции, осознал историческую необходимость решительного и бесповоротного наступления на капитализм, превращения буржуазно-демократической революции в социалистическую, империалистической войны в гражданскую.

Для Зюганова же социалистическая революция есть лишь отдалённая перспектива к которой он апеллирует для поддержания своего «красного имиджа» и не более того. Можно тысячу раз ссылаться на Устав партии, однако это на деле ничего не меняет.

«Буржуазно-демократическая революция не может быть осуществлена руками самой буржуазии. Хотя угроза олигархического «оранжевого» переворота остается реальной. Но настоящие демократические преобразования могут быть осуществлены только народными массами под руководством коммунистов и других левопатриотических сил» - такой курьёз мог сказать только тот, кто вообще не знаком ни с историей, ни с диалектикой, ни с марксизмом.

Буржуазно-демократическая революция, за которую расшибают себе лбы «коммунисты» из КПРФ прежде всегда совершалась буржуазией против королей, духовенства и помещиков. Что же теперь? Её будут творить народные массы под руководством коммунистов? Смешно! Сегодня буржуазно-демократическая, если этот термин вообще употребим в современных условиях глобальной буржуазной реакции, может совершиться только в форме «оранжевой» революции, координируемой из одного центра, а именно Washington D.С. через сеть «правозащитных» и прочих организаций, и представляющей собой свержение одного буржуазно-бюрократического клана другим в пользу монополистической буржуазии ЕС и США. Никакого иного сценария нет и быть не может. Зюганов здесь просто решил возглавить эту «оранжевую» революцию, осуществить олигархический «левый поворот», который на словах будет защитой народа от социальной несправедливости, а на деле новым витком на огромной спирали процесса ограбления трудящихся, подчинения России транснациональному капиталу.

Нет ничего глупее заблуждения, что в России нет капитализма, что у нас наличествует некий «бонапартистский режим», феодализм и т.д. Скажите ещё, что у нас есть цари и помещики! То, что происходит последние 15 лет есть образец капитализма на первоначальной стадии его развития, капитализм эпохи первоначального накопления. Дело усугубляется тем, что российский капитализм, выросший на обломках насильственно уничтоженного социализма, развивается, вследствие своего «порочного зачатия», (а именно навязывания извне) как капитализм зависимый от монополистической буржуазии США, а потому уродливый, не способный к какому бы то ни было развитию. «Шоковая терапия», приватизация – всё это было направлено на разрушение производительных сил СССР и превращение России в сырьевой придаток Запада. Этот разрушительный экономический курс продолжается и сегодня, находя своё выражение в политике Кудрина и Грефа. Что значит вступление России в ВТО – это значит окончательный развал промышленности, сельского хозяйства, беспрецедентный взлёт цен, чрезвычайное ухудшение уровня жизни, превращение России в помойку для Запада. В силу современных международных экономических и политических отношений, отмеченных монополистическим диктатом Соединённых Штатов Америки, невозможно где-либо, в том числе и в России, свободное, независимое развитие капитализма.

Таким образом встаёт альтернатива, либо зависимый капитализм, без возможности развития, несмотря на все смены президентов, правительств, олигархических групп, либо прорыв цепи империализма, диктатура пролетариата, социализм. Третьего пути здесь нет.

«Президент проводит политику по либеральным лекалам» – но какую же ему ещё политику проводить, если эта политика изо дня в день навязывается России США, МВФ и другими великими «демократизаторами», если отступление от неё неминуемо ведёт к совершению «оранжевой революции» (от рук отбились, значит), если разрушение России есть «генеральный план» Вашингтона. И это не есть просто выискивание внешнего врага, «всемирного заговора». Это реалии современной жизни, современных международных отношений, глобального империализма, выражение зависимости российского периферийного капитализма.

Таким образом, мы опять приходим к тому, что не смена одного буржуазного парламента или правительства является выходом из сложившегося положения, а только упразднение капитализма как такового, лишение зависимой от транснационального капитала буржуазии всякой власти.

Далее. «Навести порядок в одном отдельно взятом регионе невозможно. То, что происходит на Северном Кавказе, - не исключение, а норма для всей России. Кивки на «международный терроризм» и мифического «Бен Ладена» ничего, кроме смеха сквозь слезы, не вызывают». Но ведь нестабильность на Северном Кавказе нужна теперешнему буржуазно-бюрократическому режиму точно также, как нужна американским империалистам нестабильность в Ираке, на Украине, в Киргизии, Грузии, Андижане, не так ли? Этого отрицать нельзя. Собственно говоря, Путин пришёл к власти за счёт раздувания второй чеченской кампании, эйфории с «мочением в сортире» и т.д. Война на Кавказе – это война за нефть, за рынки сбыта, часть общемировой античеловеческой политики создания, а затем борьбы с «международным терроризмом» – универсальным образом мирового зла, необходимым для вуалирования вопиющих противоречий государственно-монополистического капитализма.

«Создается впечатление, что нынешнее руководство до того перепугано «майданными» и прочими революциями, что готово сдать все международные позиции России, лишь бы Запад пожалел кремлевскую команду и оставил ее в теплых креслах. Сохранить власть она может, только демонстрируя полную покорность Западу». Да, руководство перепугано «цветными революциями». Отсюда запрет на финансирование политической деятельности из-за рубежа и т.д. Но покорность Западу российского руководства возникла задолго до всех «майданных» революций. Она началась в 1986 году и расцвела пышным цветом к 1991, когда по некоторым данным на развал СССР это самое «руководство» получило от США и МВФ в совокупности 2 трлн. долларов.

«Экономика по-прежнему сидит на голодном финансовом пайке, а миллиарды нефтедолларов вывозятся за границу. Потери от замораживания валютных средств составляют около 50 миллиардов рублей в год. Паническая боязнь инфляции от ввода в оборот нефтедолларов не имеет под собой оснований. Использование этих средств на развитие, реконструкцию и новейшие технологии не только не повысит инфляцию, а способно ее существенно понизить».

Всё хорошо, но только опять таки в условиях зависимого от США и МВФ капитализма это остаётся не более чем добреньким пожеланием.

«Нынешняя политика монетаристов Кудрина - Грефа - Зурабова - Чубайса не даст экономике переварить поток «лишних» денег. Поэтому они по указке МВФ «стерилизуются».

Наивное заблуждение, будто сменив Кудрина, Грефа и Ко сразу же сменится и экономический курс. Сами же признаёте, господа, что всё это делается «по указке МВФ», а потому совершенно нелепо думать, что МВФ просто так позволит России сменить экономическую политику.

Что касается предложений КПРФ для разрешения всех этих вопросов, то здесь мы видим полнейший отказ наших «коммунистов» от марксизма, от борьбы за социализм.  Здесь повсюду безраздельно господствует одна мелкобуржуазная идея: многоукладная экономика. А что значит многоукладная экономика: это значит бесконечное лавирование между госсектором и частным предпринимательством; половинчатость экономической политики: с одной стороны частная собственность, с другой – государственная; необходимость постоянного антимонопольного контроля, ибо даже самое мелкое, самое безобидное (на обывательский, мелкобуржуазный взгляд) предпринимательство порождает монополию ежеминутно, ежечасно и в расширенном масштабе, более того, оно производит широчайший класс мелкой буржуазии, которая давит и душит (и чем более косвенно, тем вернее) сознательное рабочее движение, отравляет его ядом мещанской идеологии.

Конечно лидеры КПРФ могут сколько угодно говорить, что многоукладная экономика есть первая ступень к социализму, но это ничего не меняет. Верно, многоукладная экономика необходима первое время после социалистической революции. Это показал нам опыт Октября. Но Зюганов здесь делает явную подмену. В многоукладной экономике после 1917 года господствовала вовсе не буржуазия, не буржуазные «красные» партии, а пролетариат, большевики, которые используя командные высоты не давали капиталистическим элементам подавить социалистические. То, что предлагает КПРФ это фактически прикрашенный государственно-монополистический капитализм, когда часть наиболее крупных отраслей находится в руках государства (органа опять-таки не надклассового!), а мелкое предпринимательство используется монополиями для упрочнения своего влияния на процесс накопления общественного капитала. Никакой действительной национализации банков и промышленности, организации производства по заранее разработанному научному плану здесь нет и на горизонте.

«Отложить вхождение России во Всемирную торговых организацию на губительных условиях». Здесь нечего откладывать! Россия вообще не должна вступать в ВТО, ибо в любом случае Запад никогда не пустит её туда на равных условиях с остальными участниками. Вступив в ВТО, Россия будет ещё больше закабалена транснациональным капиталом. 

Далее опять идут рассуждения о вреде бюрократии для буржуазии и пользе буржуазии для трудящихся.

«300 миллиардов долларов, ежегодно отбираемых бюрократией у буржуазии, – вот объективная основа неизбежной буржуазной революции в России. Называйте ее «оранжевой», «рыжей», «цветной» или еще как вам угодно – ее социально-экономическое содержание от этого не измениться. И сформулировано оно может быть в нескольких словах: ликвидация бюрократии как класса, хотя на деле это псевдокласс».

Но спросим, разве только у нас самая большая бюрократия и коррупция? Взять хотя бы последний доклад комиссии ООН о махинациях вокруг программы «нефть в обмен на продовольствие». Судя по нему у нас бюрократия и коррупция в зачаточном состоянии.

Зюганов собрался совершать буржуазно-демократическую революцию в буржуазно-демократической стране. Это новое слово в марксизме. Правда, слово-то может и новое, а явление весьма старое, пропахшее зловоньем «майданов», и называется оно не буржуазно-демократическая революция, а внутрисистемный переворот в рамках буржуазного строя, когда одна группировка буржуазии, свергает другую, либерально настроенная олигархия – силовую. Между тем бюрократизм и коррупция от этого никуда не исчезают – это мы можем подтвердить на примере Грузии, Украины, Киргизии, – ибо к власти приходят новые коррупционеры, бюрократы, капиталисты. Форма внешне видоизменяется, содержание остаётся прежним. «Ликвидация бюрократии как класса» - хороший, громкий парафраз известного лозунга Сталина об уничтожении деревенского кулака и не более того. Пустейшая фраза! Бюрократию нельзя ликвидировать, не уничтожая её первопричины, а именно отчуждения огромного большинства трудящихся от управления государственными делами. А это отчуждение в свою очередь порождается господством в буржуазном обществе частных интересов. Уничтожение бюрократии, станет возможным лишь тогда, когда вместо господствующих в обществе и государстве особых частных интересов появятся действительно всеобщие интересы.Отсюда, не уничтожая капитализма нельзя уничтожить бюрократию.

Короче, куда ни глянь, везде оппортунизм. Некоторым товарищам доклад Зюганова показался революционным. В действительности в нем нет ни грана революционности. Внешне революционная фраза есть, а революционного действия нет. Власть буржуазии не только сохраняется, но и укрепляется, путём проведения буржуазно-демократической революции. Впрочем, это весьма дальновидный политический шаг. Заявляя, что берёт курс на буржуазно-демократическую (читай: «оранжевую») революцию, Зюганов выставил на торги свою партию, предлагая её на продажу реваншистским олигархическим группировкам, которые в преддверии 2008 года готовятся побороться за власть с нынешним режимом. В этом сущность политики КПРФ, принятой на XI съезде.

3 ноября 2005 года.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна