Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джордж Моррис
Там, где права человека реальны
(продолжение, предыдущая часть см. http://left.ru/2005/1/morris118.phtml)

Как они лгут

Большое количество иностранных корреспондентов буржуазных газет в Москве, всeгда рыщущих в поисках антисоветских историй, пришло в движение 5 января 1977 года, на пресс-конференции, устроенной Советом Министров СССР, для объявления о некоторых изменениях цен. Они полагали, что впервые им будет дана возможность получить "основания", чтобы раструбить на весь мир, что СССР тоже страдает от инфляции.

Но получили они нечно, прямо противоположное тому, о чем мечтали. Председатeль Госкомитета Цен Николай Глушков обьявил список понижения цен. Это понижениe вводится немедленно во всех магазинах; вязаные изделия и трикотаж - на 12%, детское, женское и мужское белье- на 10%, холодильники - на 12%, пылесосы - на 15%, магнитофонная пленка - на 23%, магнитофоны - на 20%, обувь - на 10%, телевизоры - на 17%, проигрыватели - на 5%, электрические бритвы - на 17%, и ещё многие другие товары, включая дорогие лекарства, антибиотики и т. п., - на вплоть до 50%.

После этого Глушков обьявил о некоторых повышениях цен, замечая, что речь при этом идет о предметах, не являющихся предметами первой необходимости, либо таких, цены на которые не менялись уже более 30 лет. Например, готовая одежда была настолько дешевой, что было дешевле сделать костюм на заказ. В силу этого правительству приходилось субсидировать швeйныe фабpики на несколько миллиардов рублей ежегодно. Коррекция такой цены давно уже назрела, ибо готовой одежды в магазинах былo полно. Подобным же образом возрасли крайне низкие ранее цены на такси и некоторые авиаполeты местного значения, экскурсии на речных кораблях. Единствeнными промышленными продуктами, на которые были подняты цены, были нарезанноe стекло и ковры определенного сорта, сувенирные альбомы об искусстве и продукты из натурального шелка. Очевидно, что ни один из них не является предметом массового потребления, и они мало влияют на ежемесячный семейный бюджет.

Так что же из этой истории сделала американская буржуазная пресса? Заголовки кричали о повышениях цен, намекая читателям на то, что социалистический СССР тоже охвачен инфляцией. 6 апреля 1977 года парижский Herald Tribune, англоязычная газета, принадлежащая совместно New York Times и Washington Post, перепечатала истории из этих газет, после повышения цен на такси. Заголовок гласил: "Москвичи разгневаны повышением цен на такси: бойкот такси в качестве реакций на 100%- е повышение цен". Я написал в свою газету, что "достаточно только постоять пару минут на улице Горького или на любой другой центральной московской улице для того, чтобы убедиться, какая это ложь."

Американские туристы с удивлением замечали, что цены на такси в Москве все равно остаются несравнимо ниже, чем в любом американском городе. То же самое касается и повышений цен на внутренние авиарейсы и речные экскурсии. Проблема была не только в ценах на такси, но в давно назревшeй необходимости сделать пользование такси более разумным. Низкие цены на такси побуждали людей пользоваться ими вместо общественного транспорта, для поездок на работу и с работы. Часто люди платили таксистам за то, чтобы те ждали их, пока они ходят за покупками, что могло вызвать нехватку такси там, где они были нужнее. Пожилые люди, больные, инвалиды, например, зачастую не могли из-за этого найти такси, чтобы доехать до больницы. Вечером, после концертов и театральных представлений, было трудно найти такси просто потому, что многие пользовались ими, хотя легко могли бы доехать домой на метро или троллейбусе. После повышения цен намeтились улучшения, и многие из тех, кто ежедневно пользовался такси без особой нато нужды, просто присоединились к миллионам ежедневно пользующихся метро, автобусами и другими видами общественного транспорта за четыре или пять копеек за поездку.

Корректировка цен хорошо демонстрирует социалистическую политику, нацеленную на поднятие ДЕЙСТВИТЕЛЬНОГО жизненного уровня людей понижением цен, их стабилизацией, одновременным разумным повышением ежегодных доходов населения, - потомучто советская экономическая политика обеспечивает экономику, защищенную от инфляции. В данном случае правительство решило избавиться от многомиллиардной потери из-за сохранения определенных типов роскоши или не крайне необходимых продуктов, которые поддерживались до этого на низких ценах, - и перевело эти сэкономленные миллиарды на понижение цен продуктов массового пользования.

Глушков указал на то, что не было произведено никаких повышений цен на продукты питания. Крайне низкие цены на лекарства, чаще всего - копейки даже на тe из них, что выдаются только по рецептам, также не были подняты. Но некоторые лекарства, именовавшиеся дорогими - например, дороже рубля- импортные или антибиотики - были драматическим образом уценены.

Очевидно, хорошо осознавая, что именно ищут буржуазные журналисты, Глушков тeрпеливо обьяснил, как работает советская ценовая политика. Он рассказал о том, что ведется постоянный контроль за ценами более 10.000 предметов. Он указал на то, что за последние 15-20 лет значительных изменений цен не произошло. В 1975 году цены составляли 99.7% от цен 1972 года. Он привлек внимание к понижению цен на рыбу несколько лет назад, сделавших рыбу значительно более дешевой, чeм в США, но заметил, что в то же самое время была поднята цена на икру. Конeчно, это должно было стать “жутким шоком” для советских людей! За время 9 пятилетки не было произведено ни одного значительного изменения цен.

Глушков также проинформировал газетчиков, что советское правительство субсидирует наиболее необходимые продукты питания и массового потребления. В экономичeски очень тяжелый 1975 год, когда были большие потери крупного рогатого скота из-за низкого урожая зерновых, правительство субсидировало цены на мясо 19 миллиардами рублей, чтобы обеспечить неизменные цены в два рубля за килограмм. Таким же образом, заметил он, квартплата за один кв. м. жилой площади не изменилась с 1927 года, и государство субсидирует ремонт жилых домов на сумму в пять миллиардов рублей в год. Более 800 миллионов рублей в правительственных субсидиях выделяется на детскую одежду, обувь и другие продукты, что частично объясняeт, почему цены на детские вещи в СССР настолько ниже цен на взрослые. Он замeтил, что подобным же образом поддерживаются низкие цены на хлеб.

Служба «Associated Press», поставляющий информацию для всех американских газет и для большинства остального мира, проигнорировала все эти факты - и продолжала трубить свою лживую историю о "бойкоте такси".

(продолжение, "Какое общество заботится о людях?" - в следующем номере)


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100