Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Роберт Фиск
Мир без справедливости

«Индепендант», 11 февраля 2005

Итак, палестинцы прекратят оккупировать Израиль. Не будут больше палестинские танки проламываться сквозь улицы Хайфы и Тель-Авива. Не будут больше палестинские «Ф-18» бомбить израильские населенные пункты. Не будут больше палестинские вертолеты «Апач» «прицельно убивать» - ну, просто убивать – израильское военное руководство.

Палестинцы пообещали прекратить «все насильственные действия» против израильтян, а Израиль пообещал прекратить всю «военную деятельность» против палестинцев. Вот оно, наконец. Мир, и при нашей жизни.

Марсианин – даже образованный марсианин – мог бы решить, что в этом и состоит суть дела, если бы он приземлился в страну чудес в Шарм эль-Шейх. Палестинцы совершали «акты насилия», в то время как израильтяне проводили безобидные «операции». Палестинское «насилие» или «террор и насилие» - еще более расхожее выражение, поскольку намекает на 11 сентября – пришло к концу. Махмуд Аббас – который сказал хорошему другу-ливанцу в этом году, что носит костюм с галстуком, чтобы «отличаться» от Арафата – согласен со всем этим. Какой народ оккупирует дома какого народа остается покрытым мраком неизвестности.

Убеленный сединами и умудренный летами Махмуд Аббас – подходящий типаж. Невольно забывается, что это тот самый Аббас, что сочинил соглашения Осло, и на 1000 страницах ни разу не упомянул слово «оккупация», и кто говорил не об «уходе» Израиля с палестинских территорий, но о «передислокации».

И никто там ни разу не помянул оккупацию. Как и секс, это слово должно быть вычеркнуто цензурой. Как обычно – как в Осло – настоящие проблемы были отложены в долгий ящик. Беженцы, право на возвращение, Восточный Иерусалим как палестинская столица – займемся ими потом. Никогда прежде нам так ни был нужен едкий голос покойного Эдварда Саида. Поселения – еврейские колонии для евреев, и только для евреев, на арабской земле – разумеется, не обсуждались. То же самом с Восточным Иерусалимом. И с правом на возвращение беженцев 1948 года. Все это «непрактичные мечтания», как заявила израильская сторона.

Все это обсудят «позже» - как предполагалось и в безнадежном аббасовском соглашении Осло. Пока можно отодвигать настоящие причины войны – все нормально. «Конец насилия», которое унесло 4000 жизней – как было сказано, без такого решающего уточнения, что две трети из этих смертей – палестинские. Мир, Мир, Мир. Это было как Терроризм, Терроризм, Терроризм. Как будто это то, что можно купить в супермаркете. Как бы ни так.

Все эти проблемы никуда не денутся. Выведут ли израильтяне огромные поселения с Западного берега, включая те, что окружают Иерусалим? Никакого упоминания. Прекратят ли они экспансию еврейских поселений – для евреев, и только для евреев? Никакого упоминания. Позволят ли они палестинцам обьявить столицей арабский Восточный Иерусалим? Никакого упоминания. Прекратят ли палестинцы на деле интифаду – включая взрывы самоубийц – в результате этих несуществующих обещаний?

Как иракские выборы – тоже проведенные под иностранной оккупацией – израильско-палестинские переговоры были историческими потому, что они были «историческими». Госсекретарь США Кондолиза Райс «предупредила» палестинцев, что они должны «взять под контроль насилие», но, как обычно, никто не требовал «контроля» над насилием израильской армии.

Потому, что непременной частью уравнения было – виноваты палестинцы. Палестинцы были «насильственной» стороной - отсюда указание, что палестинцы должны прекратить «насилие», в то время как израильтяне всего лишь кончат «операции». Похоже, палестинцы по натуре склонны к насилию. Израильтяне по натуре законопослушны, они проводят «операции». Махмуда Аббаса эта чушь вполне устраивает.

В сообщениях о переговорах все было ясно – слишком ясно. Предложено было, сказало CNN «конец всякого насилия» - как если бы оккупация и колонизация – не насилие. Американское агенство АП трусливо говорило о «городах, которые, в настоящее время, находятся в зоне безопасности Израиля» - другими словами, под израильской оккупацией, хотя они не скажут этого своим читателям.

Так что Махмуд Аббас будет палестинским Хамидом Карзаем, и его галстук равняется зеленому одеянию Карзая, «наш» новый человек в Палестине, «цунами», смывшее загрязнение Ясира Арафата, на чьей могиле Кондолиза Райс ухитрилась не побывать. Но взрывоопасные вопросы никуда не делись. Восточный Иерусалим, еврейские поселения и право на возвращение палестинцев в дома, которых они лишились в 1948 году.

Если мы собираемся бить в ладоши как «миротворцы» в Шарм эль-Шейх, нам бы лучше сообразить, что если эти крупнейшие несправедливости не будут исправлены, новое «миротворчество» окажется таким же кровавым, как Осло. Спросите-ка Аббаса. Он – автор первого рокового соглашения.

Оригинал опубликован на
http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=107&ItemID=7218

Перевод Аллы Никоновой


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100