Дмитрий Якушев
Россия и Запад после саммита в Братиславе

Прошедшая в Братиславе встреча Буша и Путина, как и все, что ей предшествовало, еще раз продемонстрировала, что в отношениях между Россией и США и даже шире, между Россией и Западом, мягко говоря, наметились серьезные противоречия. Если официальные представители Запада еще сохраняют некоторые формальные приличия, памятуя о ядерном потенциале России и ее сырьевых запасах, ключи от которых пока еще находятся в руках российских властей, с которыми как ни крути приходится договариваться, то западная пресса уже давно не стесняется и рисует Путина одним из главных мировых злодеев и врагов демократии. Делает она это весьма прямолинейно, жестко и кондово, прямо в лучших традициях холодной войны. Вот, например, как написал о встрече Путина и Буша в Братиславе немецкий «Штерн»:

«Президент России Владимир Путин осуществил ползучий переворот: человек, который начинал как реформатор, мутировал в авторитарного предводителя продажного режима. Несмотря на встречу в Братиславе с президентом США Бушем, отношения между Вашингтоном и Москвой сильно охладели».

А это уже британский «Индепендент»:

«Нужно твердо дать понять российскому правительству, что его ожидают неприятные последствия в случае, если оно не обеспечит гражданам минимум свобод демократического общества».

Ну, и конечно, не отстают американские таблоиды. «Вашингтон таймс» мечет гром и молнии в адрес России:

«Россия и ее союзники - особенно форпост тирании Белоруссия - отреагировали на демократические события в Грузии и на Украине нападками на принципы деятельности ОБСЕ…... Как прямо заявил Буш в своей инаугурационной речи, «мы будем способствовать проведению реформ в других государствах, ясно заявляя, что успех наших взаимоотношений потребует достойного отношения этих государств к собственному народу». Саммит в Братиславе даст президенту своевременную возможность подчеркнуть эту мысль во время встречи лицом к лицу с российским коллегой.»

В чем же тут дело? Чем же так не угодил Путин Западу? Из новейшей истории известно, что врагами «демократии» называются политики по какой-либо причине, оказавшиеся поперек западного империализма, в то время, как в друзьях «демократии» могут преспокойно числиться кровавые диктаторы вроде Сомосы. Таким образом, кого считать демократом, а кого исчадием ада решают в Вашингтоне и, может быть, в некоторых европейских столицах. Делают они это, как давно замечено, не совсем бескорыстно, чем постоянно порождают неприятные разговоры о двойных стандартах. Например, Ющенко, безусловно, будет признан демократом. Даже, если введет люстрацию и запрет на профессии, организует парад бандеровцев и ветеранов СС на Крещатике, выгонит русский язык с телевидения и радио, расправится с оппозицией, как обещал, выступая в Донецке. Господин Ющенко устроился на доходную должность союзника Запада против России, потому ему разрешат многое. Разрешат даже немного раскулачить восточно-украинских олигархов, чтобы было чем расплатиться с «национально свидомой» публикой. Не век же разным зварычам, да шкилям ходить «голодранцами».

А вот господин Путин с точки зрения Запада на демократа никак не тянет. К тому же, как выяснилось на саммите в Братиславе российский президент совершенно неправильно понимает саму сущность демократии. Так, выступая на совместной с Бушем пресс-конференции, президент Путин вдруг заявил, что «демократия – это… не возможность для кого бы то ни было грабить население той или иной страны.»

Надо полагать Буш, только что организовавший под флагом демократии ограбление иракского народа был неприятно удивлен взглядами своего коллеги. Согласитесь, что после падения СССР никто из лидеров великих держав об «ограблении народов» не вспоминал, тем более в связи с демократией. А когда Путин еще и подметил,что распространять свое мнение в СМИ могут в основном только те, кто побогаче, то повеяло чуть ли не коммунизмом.

Этот Путин совсем уже распоясался. Видимо, посчитав, что в России демократия обернулась грабежом народа, Путин повел наступление на самое святое – на сырьевые корпорации. Речь идет не только о скрытой национализации основных активов Юкоса, но и о вещах еще более беспардонных. Так Минприроды объявило о готовности нового Закона, согласно которому право на разработку крупных месторождений природных ископаемых впредь не будет предоставляться иностранным компаниям, а также российским компаниям, зарегистрированным в оффшорах или контролирующимся иностранцами. Таким образом, российское государство при Путине вдруг отказало капиталу в праве «минимизировать налоги», выводить прибыль и собственность в оффшоры, и вообще, распоряжаться богатствами земли русской, как ему вздумается. Конечно, с точки зрения империализма, активно участвующего в освоении российских недр, все эти путинские нововведения выглядят вопиющим беззаконием и попранием всяких демократических прав. А ведь, как хорошо и демократично работалось при Ельцине. Качали себе нефть и качали, с государством делились только в виде откатов нужным чиновникам, губернаторов вообще своих ставили. Не жизнь, а раздолье. И главное, почти никаких ограничений для бизнеса.

Тот же немецкий «Штерн» захлебывается возмущением по этому поводу:

«Путин смог вернуть почти все внешние долги, а несколько недель назад он просто запретил иностранным инвесторам вкладывать деньги в основные нефтяные проекты. Это было плевком в лицо Буша и его идее энергетического партнерства».

Как видим, у западного империализма полно причин быть недовольным российским президентом, который, оставаясь во всех отношениях буржуазным политиком, все-таки преградил дорогу империализму к установлению полного контроля над природными богатствами России, и этого ему никогда не простят. И не только ему. Можно не сомневаться, что появление Путина не простят и народам России. Победи сегодня или завтра в России какая-либо разновидность «оранжевой революции» и ее в срочном порядке разделят на десяток другой государств, чтобы в будущем не дай бог не смог появиться еще какой-нибудь политик, способный бросить серьезный вызов империализму.

Визит Буша в Европу убедительно показал также, что несмотря на все разногласия западный империализм остается единым и ни о каком разрыве между Европой и США, о чем много говорили во время начала войны в Ираке, речь больше идти не может. Весь 20 век продолжалось наступление социализма, который вырывал из-под империалистического диктата страну за страной. Теперь же, когда социализм рухнул перед империализмом оказались огромные территории свободные для реколонизации. В этой ситуации никакой новой мировой войны в виде столкновения империалистических блоков быть не может. Пока США захватывают Ирак, французская военщина тихонько прибирает к рукам Кот д' Ивуар – крупнейшего в мире производителя какао. Под грядущие колониальные захваты перестраиваются и армии других империалистических государств. Свободных территорий, т.е. стран и государств политически и экономически относительно независимых, над которыми империализм может потрудиться в плане увеличения своего влияния или установления прямого контроля в мире достаточно. А значит, в ближайшее время империалисты будут не столько сталкиваться, сколько договариваться между собой. Именно об этом говорит в интервью французской «Либерасьон» господин Бжезинский:

«Чтобы преодолеть раскол, американцы должны понять, что они не могут рассчитывать на партнерство, предлагая европейцам разделить с ними издержки, но не принятие решений. Но нужно также, чтобы и европейцы поняли: партнерство не означает, что решения будут приниматься совместно, а бремя их выполнения ляжет на плечи США. Мы должны вместе выработать стратегию, но мы должны также вместе действовать ответственным образом.»

Для режима Путина такой подход означает, что дальше он, вероятнее всего, не сможет столь же успешно играть на противоречиях между Европой и США, а будет иметь дело с единым западным империализмом.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна