Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джон Жиндин
Куба, Венесуэла: размышления
Интервью с Ричардом Готтом
О Ричарде Готте ( Richard Gott):

Постоянный корреспондент в Латинской Америке , журналист британской газеты “Гардиан”, Ричард Готт впервые посетил Кубу в 1963 году. Там и тогда им была задумана книга “ Новая История”, создание которой потребовало от него исследования истории всех стран Латинской Америки и результатов длительного периода их колонизации. На это ушли годы, втечение которых Готт изучал партизанское движение - сопротивление коренного населения этих стран экономической и военной оккупации США и попыток организованных революций.

В 1999 году он находился в Венесуэле, где им была написана вступительная статья к оригинальной книге Уго Чавеса “ Боливарская Революция”, которая по сей день является лучшим образцом анализа событий, происходящих в Венесуэле. Еженедельная консервативная газета “Экономист” , недавно обсуждая сегодняшние события в Венесуэле, предупредила о создании “второй Кубы”. Однако, как утверждает Готт, сравнение социальных и политических преобразований, происходящих сегодня в Венесуэле с Кубинской Революцией сопряжено с большими сложностями и чревато неправильными выводами. Чавес лично именует происходящее сегодня в Венесуэле “процессом, сопряжённым с историческими условиями”, в котором Куба несомненно занимает место протагониста.

Несмотря же на различие в методах исторического преобразования в этих двух странах Латинской Америки, цель преобразований несомненно похожа. И этот вывод сможет сделать любой, познакомившийся с книгой Ричарда Готта “ Новая История”.

Одно безусловно: эти две страны сегодня находятся в фокусе общественного внимания, хотя бы по той причине, что изменения в процессе развития Венесуэлы Чавес назвал “революцией”.

И если Куба вдохновляла все латиноамериканского региона

на протяжении 20-го столетия, то Венесуэла сегодня является страной, подхватившей кубинский “олимпийский огонь” революции и этот огонь не только не гаснет, то горит всё ярче и ярче.

Пребывание Ричарда Готта в Венесуэле ознаменовалось выходом его книги “Под Сенью Освободителя”, вышедшей в 2001 году в издательстве Verso, Yale University Press.

В названии книги “In the Shadow of the Liberator” мне кажется разумнее будет перевести “shadow” не буквально как “тень”, а именно “ Под Сенью Освободителя”. “ В Тени Освободителя” лишает Венесуэльский народ способности к прозрению – прим. пер.

ВОПРОС: Ваша книга о Кубе “Новая История” выходит только сейчас, в то время, как Вы уже работаете над вторым изданием книги о Венесуэле “Под Сенью Лидера” . Говорит ли это о том, что Вы увязываете события в Венесуэле с Кубинской Революцией?

ОТВЕТ: Я думаю, что именно это стоит за решением объединить эти две книги. Любопытно то, что я получил заказ написать книгу о Кубинской Революции около 20 лет тому назад. Этот замысел получил толчок и вдохновение всвязи с развивающимися событиями в Венесуэле.

Связь с Кубинской Революцией и исследование её истории в связи с этим показалось мне необычайно интересным.

Кроме того Чавес меня покорил, вызвав к жизни идеи освобождения 19-го века. Я задумался над его выбором : не привела ли его к этому и 500-летняя история кубинского народа?

Ещё 50 лет тому назад вряд ли кого- нибудь вдохновила бы идея серьёзного изучения истории кубинского народа.

Однако к концу 20-го столетия размышления о состоянии коренного населения той или иной земли ведут в первую очередь к осмыслению вторжения пришлых (белых) поселенцев в чужие земли и к зарождению расизма, утверждающего их расовое превосходство перед коренным населением.

История Кубы в данном случае не отличается от истории Алжира или Южной Африки. И там, и там белые поселенцы насильственно меняли культуру, оправдывая свои действия верой в своё превосходство. Уничижительный расизм таким образом постепенно занял законное место, которое по сей день сохраняется за “ белыми” в негласных правилах социального порядка общества.

История народа Кубы древнее истории народов Алжира или Южной Африки. И борьба кубинского народа с Соединёнными Штатами Америки – это борьба древней цивилизации за сохранение своей культуры.

ВОПРОС: Какая разница между кубинским и венесуэльским революционными опытами?

ОТВЕТ: Кубинцы начали со взрыва и после военной победы вошли в Гавану, где уже через несколько месяцев провели реформу земли и взяли в свои руки электрические компании . Это было их революционным обещанием и они его сдержали.

Мера была прямой мерой народного революционного движения, которая позволила населению получить энергию по дешёвой цене.

Естественно, что эти меры немедленно вызвали взрыв ярости в США, компании которых продолжали выжимать прибыль как из монополии на электроэнергию, так и из монополии на кубинскую землю.

Правительство США спланировало уничтожение Кубинской Революции в течение 6 месяцев со дня вступления Кастро в Гавану.

Ситуация в Венесуэле абсолютно другая: Боливарская Революция начиналась,

не предвещая никакого взрыва, с обычной выборной президентской кампании, в результате которой к власти пришёл мало кому знакомый за пределами Венесуэлы человек.

Апеллируя к Венесуэльской Конституции, он сразу же изложил свою программу реформ. Ясно, что у него были и другие, далеко идущие замыслы, но это по началу не бросалось в глаза и не виделось со стороны как проведение в жизнь революционных, “левых” преобразований. Уго Чавес в то время был неизвестной фигурой.

И если у Фиделя Кастро была ясная картина того, что он намерен делать на Кубе после захвата власти и кубинское население ясно представляло себе и земельную реформу в стране, и восстановление Конституция 1940-го года., то в Венесуэле всё по началу казалось неопределённым.

До прихода Чавеса к власти между США и Венесуэлой не существовало, как казалось, серьёзных проблем и новое правительство Венесуэлы, казалось тоже не представляет для американской нефтяной индустрии или её нефтяных компаний никакой угрозы.

Риторика Чавеса, была явно анти-империалистической, но США не видели резона для серьёзного беспокойства.

Кубинская Революция принимала всё более и более радикальные формы в перые же годы после установления власти Движения 26 Июля.

И этому США обязаны в первую очередь своей враждебной реакцией по отношению к революционной Кубе В Венесуэле тот же феномен происходил по мере роста враждебной Чавесу оппозиции: чем больше зверела оппозиция, пытаясь всеми средствами избавиться от него, тем дальше с сторону революционного радикализма уходил Чавес. И попытка переворота в 2002 году, и капиталистический локаут нефтяной индустрии – обе эти меры, закончившиеся провалом оппозиции, сформировали Чавеса, объявившего в конечном итоге открытую войну американскому империализму.

ВОПРОС: Является ли такое развитие продуктом опыта истории обеих стран?

Не удивительно ли, что Кастро и Чавес реагировали и реагируют одинакого на давление со стороны США?

ОТВЕТ: Историческую ситуацию, в которой развивалась Кубинская Революция, с ситуацией сегодняшнего дня сравнивать нельзя.

Сегодня, при уничтожении Советского Союза, традиционно сложившиеся взаимоотношения между капиталистическим государством и социалистическим дискредитированы.

И поэтому рассматривать proceso (процесс) Боливарской Революции Чавеса с точки зрения традиционного становления социализма было бы неправильно.

Традиционный марксизм опознает в Чавесе традиционного политика-националиста, выступающего против приватизации Венесуэльской земли и нефти, против инвестиций Венесуэльских нефтедолларов в любой другой стране, кроме Венесуэлы, против монополии транснациональных компаний над источниками сырьевого богатства Венесуэлы.

И традиционный марксист не сможет не увидеть того, что - при всей враждебности Чавеса к вмешательству в его страну иностранного капитала – - он исключительно дружественен к своей, национальной, буржуазии и с надеждой смотрит на развитие национального мелкого бизнеса в стране.

Но деньги от развития такого бизнеса обязаны оставаться в стране и служить исключительно её государственному укреплению и развитию.

Если Чавес и является политиком-националистом, то, вряд ли традиционным, да и такого объёма, с которым нам давно не приходилось сталкиваться.

Например, никто не думал о том, что земельная реформа Чавеса вызовет такое противоречие в обществе Венесуэлы, ибо народу этой страны идея земельной реформы была уже представлена реформой Berancourt в 1960-го году.

Кроме того, владельцы земли в Венесуэле не занимали значительного места в

национальной элите страны.Их значимость определялась исключительно наличием заводов или фабрик на этой земле и их связями с транснациональными компаниями, финансирующими и управляющими индустрией Венесуэлы.

Ни аграрная, ни скотоводческая сфера деятельности владельцев землёй политического значения в жизни страны не играла.

Реформа же Чавеса, закрепляющая земельные участки за неимущим населением страны, не только породила идею о сельскохозяйственном

самообеспечении страны, но и в связи с этим придала и особое политическое значение новому классу сельскохозяйственных рабочих, вчера ещё нищих люмпенов, а сегодня – владельцев своего собственного производства.

И хотя земельная реформа , объявленная Чавесом в 2001 году, поначалу совсем не выглядела наступлением социализма на капитализм, она была опознана буржуазной оппозицией как идеологический вызов.

Земельная реформа Кубы же происходила при исключительно драматических обстоятельствах, ибо Кубинская Революция потребовала восстановления прав кубинского народа на его земле, закреплённую за ним в 1930 году. Это означало то, что никто кроме кубинцев владеть землёй на Кубе

не имел права. Это означало,что американцы не имели более права владения плантациями на кубинской землёй.

На этом отношения с США как колониальной силой были окончены.

Последующие за этим 50 лет конфронтации между США и Кубинской, независимой отныне, Cоциалистической Республикой приняли форму “как вы – к нам, так и мы – к вам”. И это тоже развивалось шаг за шагом.

Так например, когда Куба заключила договор с Советским Союзом на поставку сахара в обмен на нефть, Соединённые Штаты отказались предоставить перерабатывающие устройства и хранилища для нефти.

На следующий день Кастро объявил хранилища и нефтеперерабатывающую индустрию государственной принадлежностью Кубы и выслал туда военные отряды. В ответ на это США сократили квоту сахара, покупаемого ими на Кубе. Кастро немедленно отреагировал: “за каждое понижение сахарной квоты Соединёнными Штатами, мы будем аннексировать следующую сахарную фабрику, пока ещё документально принадлежащую США”.

И на следующий день эта квота сахара ушла в Советский Союз.

В ответ на это США полностью отказались от поставки кубинского сахара.

Такая битва была не новостью для кубинского народа, ибо всё, что происходило между Кубой и США после Революции, имело место ещё в

19-м веке.

ВОПРОС: Принимая во внимание политический контекст зависимости США от Венесуэльской нефти, не кажется ли Вам, что Боливарская Революция в Венесуэле принимает всё более и более радикальные формы?И если Вы согласны с этим, то какой прыжок им надо совершить для перехода от реформ к ( социалистической) Революции?

ОТВЕТ: У меня нет ни малейшего сомнения в том, что Революция Чавеса в Венесуэле будет принимать всё более и более радикальные формы.

Однако, пока неясно какую конечную форму эта Революция примет.

Пока она напоминает мне скорее “культурную революцию”, главной задачей которой на данном этапе является трудная борьба с закостеневшей силой государственной бюрократии, продолжающей мешать Чавесу в проведении новых реформ. Это сегодня – очень серьёзная проблема.

Все эти унаследованные от прежнего режима министерства должны быть полностью реформированы. То есть – закрыты и открыты заново, на новой основе.

Это то, что на Кубе было проделано в первые же несколько месяцев с момента утверждения кубинского революционного правительства, как только новое правительство осознало, насколько стара система и насколько плотно она забита или откровенными сторонниками Батисты, или

теми, кто не желал двигаться в радикальном направлении.

Не говоря уже об кубинской армии, которую надо было полностью вычистить от батистских сторонников и реорганизовать её заново на социалистической основе. Эта задача была выполнена, благодаря широкой образовательной кампании, организованной Кастро и Че Гевара.

Очень похоже, что этим сейчас занимается в Венесуэле и Чавес, установивший так называемые “ миссии”, где происходит полное преобразование целого поколения молодых людей из среднего класса, которые ещё не успели отравиться омерзительным благоговением перед частной собственностью и преимуществом денег, доставшихся им в наследство.

И это говорит о том, что через 2-3 года он получит в своё распоряжение очень много близких ему по духу молодых людей , которые будут заботиться исключительно по поводу достойной работы и будут полны желания работать на благо страны и ею управлять.

У него будут свои, надёжные кадры, с которыми он сможет действительно построить то общество, о котором он мечтает.

Трагедией сегодняшнего дня является полное отсутствие поддержки со стороны среднего класса Венесуэлы. Этот класс, воспитанный старым режимом на американской пропаганде “ дружбы” с США, открыто враждебен ему. У Чавеса сегодня нет хорошо образованных кадров, на которые он бы мог положиться. Кастро в этой сфере повезло больше: хотя и определённое количество кадров из кубинского среднего класса покинуло Кубу сразу же после Революции и создало ядро для подрывной деятельности против Кубы в Майами (США) , многие из них оставались на Кубе, приветствуя Движение 26-го Июля и последующую за ним Революцию.

Че Гевара шутил: ”Вчера мы национализировали 250 фабрик . Вопрос: где теперь взять национальные кадры директоров ?”

Куба переживала в те годы восторженный революционный подъём и проблема директоров фабрик была успешно разрешена..

В Венесуэле сегодня ничего подобного произойти не может. Мне лично, например, всё ещё не ясен план будущих действий Чавеса.

Возможно, что такого плана и нет. Возможно, что Чавес заканчивает первый этап для осуществления его идей. И возможно, что дальнейшее развитие будет зависеть от народа Венесуэлы, на образование самосознания которого он возлагает надежды.

К сожалению, отсутствие верных ему кадров среди образованного населения страны тормозит развитие событий и при радикальном увольнении всех кадров старого режима он рискует получить толпу безработных,которая пополнит армию его врагов.

Явным примером проблемы, тормозящей Чавеса, является ситуация с Центральной Нефтяной Компанией Венесуэлы “ PDVSA”.

Из компании было уволено 18.000 из числа средних менеджеров компании старого режима. Это – очень много. И многие из них до сей поры пребывают безработные. Однако, одновременно с их увольнением Чавес начал широкую кампанию по преобразованию внутри самого нефтяного гиганта Венесуэлы.

Если добиваться успеха реформ, то абсолютно необходимо убедить не только рабочих, но и менеджеров в природной роли их действий во благо национальной индустрии. Нефтяной, в данном случае.

Для этого у работников этой индустрии должно появиться политическое желание и непреклонность действий в вопросе сохранения денежного запаса в пределах их родной страны и прекращения инвестиции денег, добытых ими из национальной нефтяной индустрии Венесуэлы в другие страны.

Эти деньги, собравшиеся в результате этих действий в Венесуэле должны пойти на образование следующего поколения Венесуэльцев, столь необходимое для изменения природы мышления в системе образования страны. здравоохранение и жильё для всего без исключения населения страны. Это – манифест. И Чавес по силе своих возможностей утверждает его.

ВОПРОС: Ваш подход к анализу Кубинской Революции отличается от размышления о революционных событиях в Венесуэле : книга о Чавесе носит характер журналистского персонального обозрения, в то время, как книга о Кубе более академична. Почему Вы выбираете такой различный стиль?

ОТВЕТ: Кубинская Революция уже имеет историю, в то время, как в Венесуэле события – в стадии развития.

И ту, и другую страну объединяет борьба за традиции коренного населения этих стран, нарушенные колонизацией.

В связи с этим и Кастро, и Чавес приспосабливают свою политику к восстановлению прав и улучшению жизненного уровня разрозненных, но сохраняющих свою культуру в тяжелейших условиях нищеты и полного бесправия древних племён, населяющих территорию их стран.

До последнего времени такая политика Кастро не выходила за пределы Кубы и её можно было назвать “ белой”.

Недавно, однако, он обратился к проблемам выживания коренного населения Африки.

Это вызвало живой отклик в среде афро-американского (чёрного) населения США и сегодня обе нации принимают объединённые усилия в изучении африканских катастрофических проблем и вырабатывании программы помощи местному, коренному населению Африки.

И хотя история восстаний “белых” в 19-м столетии легла в основу Кубинской Революции, тот факт, что и кубинская армия состояла из “чёрных” солдат, которые находились под командованием их“ чёрных” офицеров, привёл Кастро к необходимости единения с африканским и афро-американским населением как на их исконном материке, так и в США.

Чавес сегодня проводит в Венесуэле ту же самую политику.

Его призыв “давайте концентрировать внимание на действительно “достойных людях” говорит о необходимости обратить внимание на коренное население не только Венесуэлы, но и всей культуры коренного населения Латинской Америки до их колонизации “ белыми”, поставившей местное, коренное население материка на грань полного уничтожения.

В Венесуэле сегодня у Чавеса есть такие люди, как : Изекиль Самора

(Ezequiel Zamora) , который непримирим в своей вражде к сегодняшним владельцам Венесуэльской землёй, как Симон Родригес (Simon Rodrigues) , который восстал против расизма, насаждаемого на древней земле его предков вторгшимися туда “ белыми поселенцами”.

За Чавесом стоит любимый латиноамериканцами образ Симона Боливара с

с его восхитительной мечтой о континентальном объединении коренного населения, которое изменит лицо сегодняшней Америки.

Я думаю, что обращение Кастро и Чавеса к истории очень показательно.

ВОПРОС: Почему, как Вы думаете, за пределами Латинской Америки “левые” столь равнодушны сегодня к событиям в Венесуэле, в то время как Кубинской Революции или событиям в Никарагуа и Чили они они посвятили такое количество пылкого внимания?

ОТВЕТ: Кубинская Революция происходила в весьма знаменательный период мировой истории. Она совпала с деколонизацией европейских Империй и рассматривалась тогда, как конец старой системы.

С возвращением “ домой” Франции из Алжира и Британии из Африки, Латинская Америка воспряла духом и вечная мечта об освобождении от США вновь обретала жизнь.

Куба сыграла в то время значительную роль в глобальном движении за освобождение, которое вышло далеко за пределы Латинской Америки.

Кубинцы это прекрасно понимали и предприняли все возможные усилия для того, чтобы стать примером для всего Третьего Мира, который именно тогда заявил о своей независимости.

Эпоха не благоприятствует Чавесу. Ибо народы латиноамериканских стран, после всех их жертвенных попыток освободиться от тирании США, сегодня пребывает в состоянии горького разочарования и к призывам “левого крыла” к революции относятся недоверчиво.

В этом, несомненно, центральную роль сыграл отказ русского народа от социалистического государства Советского Союза.

Потеря альтернативной США силы полностью демобилизовала все “левые” (революционные) силы в мире.

Этим объясняется то, что новый подъём латиноамериканских стран происходит сегодня в замедленном темпе.

Очень трудно после всего ужасающего опыта борьбы латиноамериканских народов против американской колонизации вдруг проснуться и сказать:

“Мой бог! Возникает что-то и впрямь обнадёживающее!”

Мне кажется, что Чавес это прекрасно понимает: его реформы не должны напоминать кровавое прошлое вчерашней борьбы . Многие люди отказались уже от сражения и согласились с тем фактом, что США захватили в свои руки политическую и культурную гегемонию по крайней мере на ещё одно следующее поколение людей.

Так называемые “социал-демократы” Европы сегодня вообще не интересуются никакими революционными действиями преданного ими Третьего Мира. И мне кажется, что пробуждение к факту необходимости преобразования общества должно занять долгое время.

В это самое время что-то очень интересное снова зарождается в Латинской Америке.

Что делает Венесуэлу страной, достойной сегодня внимание – это конечно же её потенциальное, ещё “невычисленное” до конца, нефтяное богатство. Природная красота Никарагуа или Гренады уже никого не интересует. Эти земли когда-то были восхитительной красоты. Эта красота сегодня почти полностью искалечена. Поэтому никакое восстание в похожих землях не в состоянии вызвать мирового внимания.

Природная красота или природное сырье?

В этом споре выбор уже давно не обсуждается.

Для будущего всего мира , как полагает мудрость сегодняшнего дня, красота природы никакой ценности не представляет.

Объявлен “Марш в Будущее!”...

В это самое время, Венесуэла, страна, до сей поры играющая незначительную роль в мировой истории, неожиданно выходит с мирового “заднего двора” на

передовую линию авангарда в борьбе за то что ещё пока возможно.

http://www.Venezuelanalysis.com

Перевод Л. Критской


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100