"Белая книга:свидетельства, факты, документы"
(Москва, изд-во "Юридическая литература", 1979)

(избранные страницы)

Непоправимая ошибка

Открытое письмо К. Гуревича к знакомым в СССР. (с сокращениями)

…После того, как мы приехали в Израиль, нас все время спрашивали, были ли у нас в России квартиры, канализация и водопровод. В то же самое время вам трудно себе представить, какая грязь во всех городах и городишках Израиля. Канализация Тель-Авива (его новой части) выпускается на окраине в открытую канаву, и вся эта дрянь безо всякой очистки устремляется к морю. Санитарно -эпидемиологическая служба здесь отсутствует полностью.

Когда приезжаешь сюда, то узнаешь, что Израиль не только полон воров и проституток, но и является главным экспортером этих отбросов в европейские страны. Израильское радио представляет свою страну как полную любви сограждан друг к другу, как общество высокой морали. Это грубая ложь. Буквально все здесь оценивается в деньгах, дух торгашества не находит себе никаких препятствий. Поражает аморальное поведение людей благородных профессий, особенно врачей. Я знаю много случаев, когда во время забастовок медиков всех больных выбрасывали из больниц, поликлиники не оказывают бесплатно никакой помощи - даже умирающим. Известны факты селекции умирающих, привезенных из райoнов боевых действий - несостоятельных просто тихо отправляют на тот свет.

Большинство людей, с которыми я встречался, глубоко сожалеют о том, что приехали сюда. Очень многие из них, имея высшее образование, работают чернорабочими, особенно тяжело тем, кто старше 50 лет. И все-таки не это побудило меня покинуть Израиль - ведь я имел работу в Иерусалиме, квартиру и даже машину. Социальное одичание, мракобесие - вот что претило мне больше всего в Израиле. …

Софья Меламуд, Бней-Барак, Израиль:

"В автобусах здесь курят, плюют на пол, лущат семечки. В кино после сеанса всюду валяется апельсиновая кожура, бутылки из-под кока-колы.

На прилавках книжных магазинов,газетных киосков полно порнографических журналов, изданных не только на английском языке, но и на иврите, который считается государственным, и на котором написаны все священные книги. Раввинат запрещает в субботу движение городского транспорта, оставляет людей, которые единственный раз в неделю хотят и могут навестить родных, без возможности доехать, но зато разрешает издание на священном языке всяческих пасквилей, растлевающих души людей.

В кинотеатрах много фильмов-боевиков, где смакуют убийства и показывают без конца любовные мелодрамы. Но самое нетерпимое, когда и в автобусе, и в кино подымают ноги на соседнее сиденье и упираются в сидящего впереди грязными ботинками, или же занимают в автобусе два места, усаживаясь на сиденье с ногами. Говорят - это свобода! Говорят, что раз есть налоги за уборку мусора, то можно сорить. Возможно! Но такая свобода- сорить, плевать и растлевать подростков - мне не нравится.

Ни разу не была ещё в филармонии или в театре. Билеты в филармонию стоят 15-20 лир, а если иностранные гастроли - ещё выше. Библиотеки все платные, надо оставлять залог, плата за каждую взятую книгу отдельно…"

Яков Сарвер:

"Знаешь только работу и дом - вот это все развлечения…."

Рахиль Яковлевна Вольдман:

"… В детском саду кормят только два раза - утром кусочек хлеба с маргарином и кофе, днем - овощной или вермишелевый суп, а на второе - рожки или лапша, причем мясное не дают, или молочное - тоже… Игрушек нет. Дети играют коробочками из-под сигарет, из-под сметаны, бедность ужасная. Вообще мы возвратились на 50 лет назад."

Яков Вольдман:

"С каждым днем все дорожает: продукты, транспорт, связь, квартплата и т. п..... Вообще здесь жизнь не для нас. Нет ничего постоянного - сегодня человек работает, а завтра ему скажут, что он не нужен, и жаловаться некому."

Хая Килимник:

"Здесь рабовладельческий строй. Человек не имеет никакого значения: когда ты работаешь - ты им нужна, кончила работу - и тебя уже  не знают. Доченька, поверь, что я ни одного слова не преувеличиваю, пишу чистую правду… Я не знаю, как я ещё живу на свете. Утром, больная, должна подняться и идти на работу, потому что страшно: каждый день дрожишь, чтобы хозяин не сказал: "Больше вы мне не нужны" - тогда хоть веревку на шею…"

Юрий:

"Люди напоминают двуногих животных, для которых главное сытно покушать, собрать как можно больше капитала. … Тетя Аничка, покажите это письмо тем, кто ставит свою жизнь и будущее своих детей на карту и скажите, если они не задумываются, куда едут, то пусть задумаются, что они оставляют. Советский Союз нигде больше не повторяется!!!"

… В этом разделе книги собраны свидетельства бывших советских граждан о том, какие "права человека" они нашли для себя в странах Западной Европы.

Барахолка на Порта-Портезе.

…"Гости свободного мира" вкушают прелести частного предпринимательства. …"

В Риме на Порта-Портезе ещё с послевоенных лет по воскресеньям функционирует барахолка, или просто "американка" , как её называют в память о том времени, когда здесь сбывали военное имущество американские солдаты. Ныне на барахолке целые ряды заняты беженцами, поселившимися в Остии. Кто торгует сувенирами, кто антиквариатом, кто носильными вещами.

"На прилавке Александра, бывшего квалифицированного рабочего из Одессы, ныне торгующего на барахолке, - множество тряпок, -" писал итальянский журнал "Эпока" (10 мая 1975 года)- " Среди его товаров, кроме фартуков, вы найдете толстые полотняные простыни, черные лакированные коробочки, кировские знаменитые матрешки, кусочки янтаря, перламутровую ложечку, длинный кусок кружева, деревянную миску для борща. …

…Лидия Смирнова из Тбилиси - переводчица английского языка. Её муж - инженер. С ними их дочь Екатерина, десяти лет. … Вынуждены продавать свои вещи." Витриной" им служит куски материи, расстеленные прямо на земле.

Две сестры-старушки предлагают аппарат для измерения давления, два будильника, радио, загадочным образом передающее русские песни. Старик продает столовое серебро, размахивая вилками и ложками…."

С тех пор мало что изменилось на Порта-Портезе. … Среди коммерсантов поневоле - бывшие инженеры, бывшие врачи и бывшие музыканты. Здесь можно увидеть профессора, торгующего зеленью, скрипача, который ходит по домам стирать белье. Все эти люди оставили на покинутой Родине работу, которая когда-то приносила им моральное удовлетворение, вызывала уважение окружающих, обеспечивала хорошую жизнь….

Теперь они снимают квартиры вскладчину несколькими семьями. Школы нет, дети предоставлены самим себе. Нет и больницы, куда бы можно было обратиться за бесплатной медицинской помощью…"

Глава 3. Они открывают Америку.

Из Израиля и перевалочных пунктов в европейских странах переселенцы едут в США- цитадель "свободного мира". Но и там их встречает неуверенность в завтрашнем дне, безработица, дороговизна. Ещё в 1776 году в США было провозглашено "неотъемлемое право человека на жизнь, свободу и стремление к счастью". Однако американское правительство теоретически и практически отрицает , что право на труд или получение средств к существованию является главным в понятии "право на жизнь" в современном мире. США не выполняют пактов ООН, на которые ссылаются хельсинкские договоренности, предусматривающие право свободного выбора работы при условии равной оплаты за равный труд, наличие безопасных и не причиняющих вреда здоровью условий труда, право объединяться в профсоюзы и объявлять забастовку.

В то время как доходы американских корпораций не отстают от рекордно высоких затрат на вооружение, президент Картер советует трудящимся, мелким фермерам и безработным проявлять "сдержанность " и сократить свои даже самые насущенные жизненные потребности.

С учетом официально не регистрируемых безработных юношей и девушек, которых насчитывается более десяти миллионов человек, число безработных в США сейчас составляет  более 15 миллионов. Только в течение 1976 года 4, 3 миллиона американских рабочих перестали получать пособия по безработице… Женщины-работницы, которые составляют 40% рабочей силы, получают лишь 57% заработной платы, выплачиваемой мужчинам. … Американская промышленность является кладбищем для рабочих. За один год в частном секторе американской экономики было зарегистрировано официально около шести миллионов случаев производственных травм и заболеваний. Каждый 10-й рабочий, работавший полный рабочий день, получил травму, причем около 2 миллионов человек получили настолько серьезные увечья, что потери на каждую травму составили в среднем 16 рабочих дней.

… Диспансеризация в целом недоступна большинству рабочих, а также молодежи и беднякам. девять из каждых десяти американских жителей не могут позволить себе лечение в больнице, даже если они имеют документ о частном медицинском страховании. …

Григорий Рубенчик

Острые зубы западной "демократии"

Мы живем я не задумываемся, как бы выкроить лишний рубль на оплату лечения, учебу детей, за квартиру, в которой живем. Не задумываемся потому, что лечат у нас даром, образование - бесплатное,  и квартира тоже не обременяет нам жизнь своей непомерной платой. В то же время американский рабочий, например, должен ежемесячно платить за квартиру треть своего заработка. Что же касается лечения, то оно порой оказывается не по карману даже зажиточным американцам. Не дай бог вам заболеть на Западе! Когда у меня разболелся зуб, и я обратился к врачу, то он взял с меня 115 долларов за одно только удаление нерва. Лечение в государственных госпиталях несравнимо дешевле, чем в частных. Например, больному в Кони Айленд госпитале день пребывания здесь обходится всего в 40 долларов. Но какое здесь лечение? Одного моего знакомого П. Леонидова поместили в этот госпиталь с инфарктом. Он смог пробыть в нем только четыре дня, а потом сбежал, потому что за это время никто не подошел к его постели.

Конечно, в США есть отличные больницы, с надлежащим уходом, с кондиционерами, отдельными палатами. Но пребывание в них обходится пациентам в среднем в 200 долларов в сутки, не считая расходов на операцию, если она необходима.

В Советском Союзе мы привыкли к тому, что наши дети ходят в школы, потом поступают в техникумы, институты. Мы не видим здесь ничего особенного, для нас это обыденные вещи. Попробуйте дать хорошее образование своему ребенку в Америке! Я был знаком там со многими семьями, в которых подрастали дети. Для них, как я для основной массы американских тружеников, недоступны частные колледжи, университеты. А что же такое государственное обучение?

Рядом с домом, где я жил, на Оушенпарквэй, стояло мрачное 4-этажное здание, у которого вечно толпились подростки. Откровенно говоря, это было очень опасное место, и прохожие обходили его стороной. Не раз здесь с совершенно недвусмысленными намеками обращались ко мне девочки на вид не старше 14-15 лет. Сначала я думал, что это обыкновенный публичный дом, каких много в Нью-Йoрке. Но потом мне объяснили, что это школа…

Всевозможные сионистские организации типа ХИАС и "Наяна" подбрасывают мелкие подачки просителям, чтобы те могли как-то просуществовать. Точно так же подбрасывает  и американское государство всевозможные пособия своим гражданам, у  которых нет работы, нет средств к существованию, потому что иначе нельзя, иначе  масса обездоленных поднимется и сметет все, что стоит преградой на пути к нормальной жизни. Но это "щедрость " до поры до времени. Прошло несколько недель, и меня вызвали в "Наяну" : "Мистер Рубенчик, вы здоровый молодой человек и вполне могли бы пойти работать мойщиком окон." "А как же моя специальность, язык, помощь, в конце концов, которую нам обещали раньше?" - спросил я. Мисс Розенберг бросила мне в лицо: "А разве мы вам не помогали?" - и тут же на столе появляются бумаги с точными цифрами, свидетельствующие о той сумме долларов, которую я задолжал "Наяне". Я пытался возразить, говорить, что настоящая помощь для людей в нашем положении - это дать им возможность овладеть языком, получить такую работу, на зарплату от которой можно прожить. Все было бесполезно.

… И везде тебе говорят одно и то же: "Ты - зеленый человек, ты должен помнить об этом." Зеленый человек - это значит новый человек, значит, работать ты должен в три раза больше и получать в три раза меньше, чем. американский гражданин. При этом надо улыбаться хозяину, чтобы он не подумал, что тебе плохо, что ты страдаешь, что валишься с ног от усталости, и не выгнал тебя с работы.

Я приведу только несколько примеров о том, как устроились мои земляки.

Лазарь Гильдин. В Минске он был высококвалифицированным жестянщиком. Сейчас за мизерную плату работает в фирме по починке мягкой кровли. Михаил Перник. Больше 25 лет проработал в Минске маляром. Вот уже более года не может в Америке найти себе работу. В свои 46 лет считается старым для работы по этой специальности. Иосиф Фишман. Был заведующим магазином. Сейчас работает упаковщиком одежды на трикотажной фабрике.

Эти люди смирились со своей судьбой, потому что в "самой свободной стране" нельзя сказать, что ты совершил ошибку, выехав из Советского Союза - сразу ощутишь на себе острые зубы западной "демократии".

Так было со мной и моими друзьями Володей Шныпарем и Максом Конным. Мы написали в одну из прогрессивных газет Америки письмо о том, что хотели бы вернуться назад в СССР… Что же последовало за нашим выступлением?

Сначала сионисты уговаривали нас выступить по телевизору, в прессе, сказать, что написали эту статью не мы, а другие, вроде бы советские агенты, которые, кстати сказать, мерещатся им на каждом шагу. В ответ они обещали нас щедро отблагодарить. После того, как мы отказались, сионисты совершили на нас несколько нападений. Об этом мы написали в газету "Нью- Йoрк Таймс", но это письмо не было опубликовано.

Как только человек из Советского Союза попадает на Запад, ему тут же подсовывают на подпись заранее заготовленную декларацию, в которой говорится, что он покинул СССР по причине антисемитизма в стране. А ведь всю эту возню с выездом сионисты на больших форумах, в печати и по радио проводят под очень благородным и гуманным девизом - под девизом обьединения семей или "возвращения на историческую родину". От всего их благородства и гуманизма камня на камне не остается, как только они заполучат жертву в свои руки. …»

В следующем номере читайте продолжение - "Ученый-медик в прислугах", "Шпиoны и права человека" и т. д.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна