Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Александр Северин
«Советия» Лазаревича

Знаете ли вы, что такое гуманизм? Вы думаете, что быть гуманистом - значит лечить больных, помогать бедным, спасать умирающих, бороться против войны? Гуманисты эпохи Возрождения, придумавшие это слово, вас бы не поняли. Спору нет - перечисленные занятия вполне достойны гуманиста, но главным в учении гуманистов было совсем другое. Гуманист для них - это прежде всего человек, переставший чувствовать себя ничтожным червем, вечно поклоняющимся богу. Человек, радующийся жизни, начавший гордиться тем, что он человек, полагающийся отныне не на милость всевышнего, а на свой разум. Знание есть сила, которая сделает жизнь счастливой. Знание законов природы избавит человека от болезней и нищеты. Учение о свободном и справедливом обществе избавит человека от войн и произвола властей. Так рассуждали гуманисты. Наука, техника и социальные учения были тогда едины.

Годы шли, и восходящих на костер еретиков сменяли почтенные профессора, восходящие теперь только на кафедру. Отдельные отрасли науки и техники все больше специализировались, а уж социальные науки отпочковались от естественных давно и, казалось бы, навсегда. Но в 374 году от публикации системы Коперника или в 1917 от рождества христова разошедшиеся было идеи Возрождения снова сошлись, как лучи в фокусе. Целая страна взялась в прямом и переносном смысле штурмовать небо. "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть пространство и простор!"

Мы знаем теперь, что в прямом смысле небо покорилось. Первый спутник, первый космонавт, советский герб, доставленный на Луну, Венеру и Марс... Но рая на Земле построить не удалось. Более того, мы надорвались на этом. И вот мы уже не гордые строители коммунизма, а жалкие "совки", провожаемые улюлюканьем "верующих", которые радуются падению "нового Вавилона". Каждый выкарабкивался по-своему. Одни после более или менее мучительной ломки перестроились из советских патриотов в русских. Другие заставили себя вообще забыть о патриотизме и стали просто коммунистами - интернационалистами. И лишь единицы упорно называют себя советскими и по-прежнему носят в своей голове этот живучий информационный "червь" - советскую мечту.

Один из таких чудаков - Александр Лазаревич из подмосковного Калининграда, переименованного теперь в Королев. Из предисловия к одной из его книг можно заключить, что сейчас Лазаревичу 48 лет. Из множества намеков, встречающихся в разных его книгах, - что его основная работа, да и вся жизнь связаны с космосом. Кроме того, Лазаревич - писатель-любитель. К сожалению, его книги опубликованы пока только в Интернете. Есть там фантастика, юмор и политическая публицистика. Как раз о политической публицистике я и хочу рассказать. Речь пойдет о большом политическом эссе "Советия".

Многим эта книга покажется странной. Русский националист найдет в ней русофобию. Ученый марксист скажет, что книга политически безграмотна. Анархист - что автор хороший человек, но слегка чокнутый. Типичный активист КПРФ выдерет из нее некоторые идеи и лозунги и использует в предвыборной борьбе. Но для тех, кто все еще остается советским патриотом, “Советия” может оказаться живительным глотком чистого воздуха, путеводной звездой, маяком...

(У Лазаревича нет форума, но если вы интересуетесь “Советией” и ищете единомышленников - можете зайти на сайт довольно близкой к нему “советской общины”).

Лазаревич не пытается соединить советский патриотизм с русским, а даже противопоставляет их. СССР для него – “плавильный котел”, а советский народ – новая нация, а не объединение старых. Возрождение советской цивилизации он предлагает начать не с борьбы за власть, а с создания советской общины, то есть чего-то вроде диаспоры, субкультуры, общества взаимопомощи советских людей. И только когда советская община твердо встанет на ноги, можно будет переходить к борьбе за власть. Впрочем, рассматриваются и такие варианты, в которых Советия так и остается виртуальной страной, точнее, не страной, а корпорацией.

Чем-то это перекликается некоторыми идеями "новых левых", но чуть ли не впервые такие идеи подаются под советской символикой.

Основная идеология будущей Советии - "технокоммунизм", то есть все тот же гуманизм Возрождения, снова объединяющий в себе идеи справедливого общества и научно-технического прогресса.

Технокоммунизм, по Лазаревичу, - не просто красивая мечта, а насущно необходим как тем, кто живет на территории бывшей РСФСР, так и всему человечеству. Россиянам - потому что отсталая, "средневековая" русско-православная культура не сможет адаптироваться к научно-техническому прогрессу. Всему человечеству - потому, что однополярный мир с центром в капиталистическом Западе легко может скатиться к какой-нибудь жестокой олигархиии потому, что без стимула типа "космической гонки" Запад не сможет осуществить прорыв к экономическому освоению космоса.

Боюсь, что здесь автор все-таки выдает желаемое за действительное. Я не стал бы недооценивать ни русскую культуру, ни западные космические программы, ни международное социалистическое движение. Наверное, дело в том, что хотя книга была написана примерно в 2000 году, основные идеи сложились у автора раньше, в начале 90-х, а тогда все это было гораздо правдоподобнее...

Но не будем придирчивы! Все это нисколько не умаляет главного достоинства книги, а это достоинство состоит в том, что она заполняет некий идеологический вакуум, декларируя комбинацию идей, проигнорированную всеми другими партиями, движениями, теоретиками и публицистами. И если сталинисты, троцкисты и анархисты вот уже сколько лет топчутся на месте – как знать, может быть что-то получится у советян?..


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100