Роджер Бурбах
Фальсификации на выборах и восстание в Мексике

Свыше полумиллиона вышли на улицы Мехико, чтобы протестовать против украденной победы Фелипе Кальдерона. Андреас Мануэль Лопес Обрадор, действительный победитель президентских выборов, сказал огромной толпе, что «выборы были обманом с самого начала», добавив, что предыдущий президент, Висенте Фокс, «предал демократию».

Причина, по которой Фок и его Партия национального действия (ПАН) сделали все возможное, чтобы украсть выборы, совершенно проста – они явно боятся нарастающего классового восстания мексиканских бедняков и угнетенных. Лозунг кампании Лопеса Обрадора был прямо противоположен: «Для блага всех, и, прежде всего, бедных». В стране, где почти половина населения живет за чертой бедности, Лопес Обрадор обещал ввести пенсии и здравоохранение для бедняков. Кроме того, должны были появиться миллионы рабочих мест, в частности, после начала больших строительных проектов по модернизации полуразрушенной транспортной системы Мексики. Он также пообещал пересмотреть Североамериканское торговое соглашение (НАФТА) со США, в частности, пункты, позволяющие импорт дешевого субсидированного зерна, подрывающего производство мексиканских крестьян.

Что более важно, Лопес Обрадор пообещал разорвать коррупционную связь, существующую между бизнесом и правительственными бюрократами. Каждый мексиканец знает, что взятки и откаты – это распространенное явления в Мексике, как и в любой стране, богатство которой образуется за счет рабочих и бедняков. Эта система существовала при предыдущем правительстве Инстутитуционально-революционной партии (ПРИ). Нынешняя система является еще более подлой из-за того, что ПАН, еще больше, чем ПРИ, отстаивает интересы бизнес-элиты. До того, как стать президентом, Висенте Фокс сам сколотил огромное состояние и даже возглавлял «Кока-Колу» в Мексике. Лопес Обрадор не только пытается разрушить систему внутренней коррупции, он также провозглашает, что богатые должны платить налоги, которых они избегают.

Есть множество свидетельств фальсификаций на выборах. Благодаря Интернету, наиболее полные разоблачения опубликованы в электронной оппозиционной прессе. Как Луис Эрнандес Наварро, главный редактор мексиканской ежедневной газеты La Jornada сказал мне: «результат был обеспечен до, во время и после выборов 2 июля» (см. также его статью). Кроме освещения Наварро, блестящим источником, объясняющим электоральные фальсификации с детальной статистикой, документами и таблицами, является материал Элла Джордано в The Narco-News Bulletin. Его последняя статья показывает, что Лопес Обрадор выиграл президентские выборы с преимуществом в миллион голосов.

Предлагаемые Лопесом Обрадором изменения в коррумпированную политическую систему Мексики по своей природе реформистские, а не революционные. Их добиваются массы, сотрясающие значительную часть Мексики. Волнения начались в 1994 г. с восстанием Сапатистской армии национального освобождения в Чьяпасе. С тех пор, периодические вспышки были по всей стране.

В 2002 г. жители Сан Сальвадор Атенко в штате Мехико заблокировали строительство международного аэропорта. Ранее в этом году они использовали мачете, дубинки и коктейли Молотова, чтобы разогнать полицию, пытавшихся остановить 60 торговцев цветами, сопротивлявшихся в соседнем Техкоко. Затем, буквально за несколько недель до выборов, учителя в Оаксаке вышли на забастовку, а к ним присоединился весь город с требованием отставки главы государства, представляющего ПРИ.

Грех Лопеса Обрадора в глазах правящего класса не в том, что он провоцировал какой-либо из этих бунтов, а скорее в том, что он отвечал на народные требования снизу. Официальный кандидат от ПАН, Фелипе Кальдерон, описывал Лопеса Обрадора как демоническую и мессианскую фигуру, которая не остановится ни перед чем, для того чтобы взять власть в свои руки. Лопес Обрадор в прошлом действительно призывал к массовым демонстрациям, но только когда система нарушала демократический процесс или открыто топтала бедных. В 1995 г., когда фальсификации произошли на выборах в штате Табаско, Лопес Обрадор возглавил многочисленный поход, который за несколько месяцев достиг своей кульминации в Мехико. В 1996 г. он помог организовать боевую коалицию фермеров и рыбаков, добивавшихся от государственных нефтяных компаний компенсаций за вред от утечки нефти. В прошлом году, миллион людей приехал в столицу, когда мексиканский конгресс постарался не допустить Лопеса Обрадора к участию в выборах, потому что как мэр Мехико он нарушил пустой закон, построив дорогу к больнице.

Даже некоторые иностранные политические аналитики и журналисты зарубежной прессы отмечают, что есть угроза социального взрыва, если не будет пересчета голосов, которого добивается Лопес Обрадор. Команда национальной безопасности администрации Буша, конечно, должна знать о фальсификациях на мексиканских выборах, но это не остановила Буша от поздравлений Фелипе Кальдерону, когда мексиканский Федеральный институт выборов огласил свои подтасованные результаты в четверг. Правящий класс Мексики, вместе с его зарубежными пособниками, находится между молотом и наковальней. Если будет пересчет голосов, весь мир увидит обман и коррупцию в мексиканской системе. Если честного пересчета не будет, Мексика станет неуправляемой.

История Мексики знает два примера масштабных социальных выступлений. Первый связан с борьбой за независимость в 1810 г., второй – с революцией 1910 г. Нынешние сфальсифицированные выборы могут привести к новому восстанию, за четыре года до точного промежутка в одно столетие.

Оригинал текста опубликован по адресу http://counterpunch.org/burbach07102006.html

Перевод Юрия Дергунова

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна