Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Юрий Жиловец
Страна уродов, корпорация монстров

Знакомым детям я обычно рекомендую американские фильмы не смотреть. Ничему хорошему оттуда они не научатся, сверстникам только и смогут пересказать: «А тут он это, ему, а тот тому ка-а-к даст!», а регулярное потребление такого рода видеопродукции приведет к тому, что из ребенка вырастет постоянно жующий и склабящийся дебил, из всего богатства человеческой мысли способный промычать только: «Сan I help you?».

А вот взрослые иногда на голливудскую интеллектуальную собственность могут и взглянуть. Понемножку, конечно, и не увлекаясь. Иногда там можно увидеть любопытные вещи, особенно в детских фильмах. Старина Фрейд остался бы доволен – по крайней мере, насчет бессознательных оговорок его теория верна.

Возьмем, например, мультфильм «Корпорация монстров» (2001 год). Интересное кино там показывают.

Технически мультфильм сделан, как и полагается американцам, весьма на высоком уровне. Сюжет довольно незатейлив и вполне укладывается в очередную борьбу добра со злом, окрашенную в оттенки для семейного просмотра. Есть себе такая страна, внешне ну точно как Соединенные Штаты Америки – вплоть до пожарных гидрантов на улицах, только заселена всякими крайне уродливыми существами. И действует в этой стране такая себе фирма «Monsters, Inc.», судя по всему, монополия с огромным количеством денег и немаленьким списочным составом. В рабочий цех фирмы подаются по специальному конвейеру двери, типичные телепортаторы, монстры заходят в них и оказываются в спальнях маленьких детей. Задача работников – напугать детишек, да посильнее, чтобы те завизжали как можно громче.

Это все завязка. Дальше следует собственно история о том, как за главным героем Джеймсом Салливаном, похожим внешне на помесь рогатого медведя со снежным человеком, в результате недоработки увязалась слабо испуганная маленькая девочка, как об этом прознал главный соперник героя по производственному процессу Рэндалл, потом всякие погони, переодевания и т.п. В конце концов враг повержен, а с ним вскрыты и махинации босса фирмы, его увозят власти, а Салли становится хозяином сам и радикально меняет всю работу в лучшую сторону. В общем, авантюрно-производственный кинофильм в мультяшном исполнении. Похоже, сочинен специально, чтобы маленькие американские дети не боялись ночных теней. Даже если это и монстры, то приходят они не со зла, а работа такая. Ничего личного, просто бизнес.

Но вот некоторые нюансы...

Сразу с начала мультфильма в глаза бросается то, что С. Г. Кара-Мурза назвал «эстетизацией безобразного». Помните, как творили в перестройку будущие либералы? Что ни креатив, то или голая задница, или вонючая помойка? Вот и здесь в том же духе, только почище сделано – все эти глаза на ножках, извивающиеся щупальца на голове, главный босс – что-то типа ракопаука с множеством мигающих зрачков. Слава богу, хоть выполнены в виде прилизанных трехмерных моделей, а то сразу получился бы «Чужой против хищника». Салли, правда, поприличнее, пушистенький такой, без излишеств, ну на то он и положительный герой. Интересно, кого хотят вырастить из своих детей американцы, показывая им таких уродов?

Ни один монстр друг на друга не похож, но живут они все почему-то в стандартном американском городке. Это абсолютно неправдоподобно: или авторы не стали сильно ломать голову над средой обитания, или же решили поберечь головы зрителей, которые почувствуют приближение апокалипсиса, если не увидят в кино свои родные улицы без деревьев и тротуаров.

На фирме процветает во всей красе самое натуральное моральное стимулирование. У входа – я даже глаза протер – настоящая Доска почета. Лучших работников объявляют прямо посреди трудового процесса. А нам столько рассказывали, что в СССР все идиоты, раз ведутся на грамоты, а не на пачки долларов. Оказывается, и здесь наврали.

Не могу не пнуть набившие оскомину шаблонные ходы. Во время финальной погони соперники висят на дверях, непрерывно едущих по конвейеру. Конвейер при этом длиной никак не меньше десяти километров, висит в воздухе на головокружительной высоте, и совсем не ровный, как ему положено, а делающий постоянно такие загибы во всех трех измерениях, что любая нормальная дверь, висящая на крючочке, в жизни давно бы слетела на первом же повороте и приземлилась только где-нибудь на Гавайях. Какой дурак так спроектировал главный конвейер? Понятно, что все эти выверты гораздо зрелищнее для сцен погони и боданий главных врагов, но где же если не правда жизни, то хотя бы здравый смысл и законы физики? Погони со съемками там, может раз в год бывают, а работать надо каждый день.

Впрочем, в «Корпорации» еще терпимо. В фильме «Я, робот», от которого покойный сэр Айзек Азимов в гробу не то что переворачивается, а отплясывает форменный акробатический рок-н-ролл, роботы по чем зря лупят друг друга кулаками по электромордам прямыми хуками. У злых роботов еще и зажигается на лбу специальная красная лампочка, чтобы все видели, что этот робот – действительно злой. Какие предусмотрительные американские инженеры – даже лампочку поставили на случай бунта машин.

Но вернемся к нашим монстрам. Описывая сюжет, я намеренно опустил самый интересный вопрос – зачем же пугать детей? Оказывается, при этом вырабатывается энергия, от которой и питается вся страна – освещение, автомобили, телевизоры, изрыгающие рекламу, всякие бытовые удобства. Параллели с Ираком напрашиваются сами собой. Бомбы и крылатые ракеты, расстрелы заложников, пытки в тюрьмах – все это просто бизнес, дети, ничего личного. Монстрам нужна энергия, и они ее возьмут. И заметьте – снято в 2001 году, до оккупации еще пара лет, а промывание мозгов соответствующими мультфильмами уже идет вовсю.

А в конце главный герой осознает, что детей пугать не хорошо. Ему, наконец, стыдно за свою работу. Он свергает босса и радикально перестраивает весь процесс. Думаете, страна монстров перестала шастать к детям и решила умерить свои потребности? Там нашли другой источник энергии? Как бы не так. Джеймс П. Салливан, новый босс, демократичный и прогрессивный, даже немножко левоватый, приказал детей не пугать, а смешить. Какой гуманизм! Иракцы – мотайте на ус. Если не будете сопротивляться, а начнете отдавать нефть добровольно, то вас не будут больше пугать. Даже посмешат – пришлют кинокомедий с каким-нибудь придурком Мерфи или Алленом.

Но добровольно монстры не уйдут ни за что и никогда.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100