Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Валерий Косарев
В тесноте и обиде 15 лет: визг плоти из мешка в пустыне духа

Приходилось ли вам наблюдать, как крестьяне привозят на базар поросят? Несет мужик туго затянутый мешок, а в нем ворочаются комки визжащей, страдающей, охваченной ужасом плоти. Я искал образ, чтобы выразить свой взгляд на 15 лет молдавской независимости. И более точного не нашел. 15 лет назад мы оказались в тесном, темном, туго завязанном мешке. Выхода нет. Темно и страшно. Неведомо, что будет дальше. Даже президенту Воронину. Именно в этом – едва ли не весь ужас. Должно быть, примерно такие чувства испытывают существа, назначенные к продаже, а там, глядишь, то ли на откорм, то ли сразу на застольное блюдо. Поросята жалобно отзываются всей своей трепещущей от страха и неведения плотью. Нас отличают от них еще и терзания духа, который также определен на продажу и убиение. И так 15 лет кряду.

Говорят, все ответы относительно будущего содержатся в прошлом. Но слишком мало людей честно ищут их там, в нашей истории, и слишком много тех, кто эту историю выворачивает, как считает выгодным. Мало того, даже недавнее прошлое, которое у всех на памяти, представляют так, что дух захватывает от возмущения, да негде возразить. Смахивает на диалог несогласных друг с другом поросят в темном мешке: визжат, а о чем - окружающим неведомо, да и неинтересно.

Но если человеку долго не давать возразить, он забудет все свои аргументы и молча врежет. Это, конечно, не более чем афоризм из анекдота, однако и он должен послужить предупреждением нашей власти, которая, право, всецело заслужила...

Взгляд "постороннего" изнутри

Расскажу о времени, когда нам всем жилось не тесно и не обидно – в отличие от нынешнего бытия. Я приехал в Молдавию в 1965 г., было мне тогда двадцать с небольшим. Поэтому в одном отношении я, конечно, "посторонний", рожденный и выросший не здесь, но в другом смысле "свой" – все-таки 40 лет живу, врос, обвык и вижу "изнутри". Прежде я жил на противоположном конце СССР, так сказать, в "медвежьем углу". Разница оказалась потрясающей: словно переместился на несколько десятилетий в прошлое. Я открывал для себя глухую провинцию. Отсталость во многих отношениях буквально кидалась в глаза. В Кишиневе я впервые увидел, как муж налегке идет впереди, а тяжело нагруженная жена – вслед за ним. И как вошедшие в троллейбус парни резво рассаживаются, а их девушки встают рядом. Став журналистом, я наблюдал дикую для меня, приехавшего из глухомани, картину, когда молодому колхозному специалисту-руководителю прислуживает, точно холоп боярину, седовласый дед. Это – к вопросу о Молдове как "европейской стране", чье развитие будто бы роковым образом задержали и извратили "чужаки". В Кишиневе по сей день считается нормальным лузгать на улице семечки, и этим занятием увлекаются даже сугубые интеллектуалы.

Эффект быстрого развития

Тогда, в середине и второй половине ХХ века, развитие шло очень бурно. Республика преображалась на глазах. "Центр" вкачивал в МССР колоссальные средства, стремясь поднять местную планку жизни до среднесоюзной. Это дало несомненную пользу, но попутно приносило и немалый вред. Вред, по моему убеждению, принесло ускоренное взращивание национальной интеллигенции, в особенности так называемой творческой. Вообще, как мне кажется, хорошо, когда человек занимает естественную, отведенную ему судьбой "нишу", и плохо, когда он из нее выскакивает, не имея на то веских оснований. Селяне в первом поколении, в одночасье ставшие горожанами и оттого обретшие гордыню, остались селянами – типичная и почти исчерпывающая характеристика современной молдавской интеллигенции. К сожалению, таковы не только "творцы", подавляющая часть которых весьма горазда замутить общественную атмосферу, вызвать "броуново движение" уличных толп, но органически неспособна к созиданию и конструктивным идеям. Недалеко от них ушли педагоги, врачи, инженеры, академические ученые, то есть та самая "элита", которая составляет духовный слой социума и призвана это общество вести вперед и им управлять. Поэтому не удивительно, а совершенно естественно, что сегодня все – и левая, и правая оппозиция, и зарубежные эксперты – причисляют Молдову к "несостоявшимся странам".

Две большие разницы

Я заметил две большие разницы, как говорят в Одессе, от внешнего влияния на коренных жителей Молдавии. Одно влияние испытали в основном люди дела, простые труженики, представители массовых профессий. Служба в армии, выезды к знакомым и родственникам, заработки на Крайнем Севере, участие в многочисленных тогда "ударных стройках", бесспорно, играли огромную положительную роль. Эти люди узнавали мир в его разнообразии, в том числе этническом, и их потом было трудно обмануть идеями национальной исключительности "потомков римлян" и "великого румынского народа". При всей неравномерности интеллектуального развития или образовательного уровня они обретали устойчивый здравый смысл и нормальное благоразумие.

К иному результату приводило знакомство с внешним миром тех, кто мнил себя творцом, мечтал о научной, технической, а в особенности политической карьере. Такие отправлялись в основном в Москву или Ленинград – получать высшее образование, проходить стажировки на различных курсах, готовить диссертации. По-видимому, очень часто они попадали там в крайне неблагоприятную среду. Это объяснимо: наскоро обученные и к городской жизни, по сути, не адаптированные, в иноязычной среде двух огромных столиц они подвергались стрессам, третированию и элементарным насмешкам. Это вызывало комплексы и рождало протест. Понятно, почему именно творческая и часть научно-технической интеллигенции возглавили утрированное до карикатуры "национальное возрождение", движение за "независимость" и тесно связанную с ними русофобию. Другой определяющей причиной были невежество и невоспитанность, кои, как ни странно, часто сохранялись в интеллекте и характере людей, "остепененных" до докторов наук и академиков, возвышенных в ранг крупных и крупнейших начальников. Нет ничего хуже, когда власть или общественное влияние получают индивиды, не имеющие для этого ни интеллектуальных, ни образовательно-воспитательных, ни моральных оснований.

Ржавый лингвистический гвоздь

В этой проблеме постоянно торчит, как ржавый гвоздь, проклятый языковой вопрос. Никто, кажется, не виноват, что русский входит в десятку мировых языков по критериям ООН. И не вина русских, что молдавский и румынский никогда не достигнут такой планки. Это рождает и практические последствия. К примеру, сегодня молодому человеку требуется знание нескольких иностранных языков, и он скорее изучит английский, французский, испанский, нежели молдавский (пардон, румынский). Но это не значит, что молдавскому (румынскому) грозит смерть от русского. В Финляндии, где живет около 10% шведов, шведский язык признан государственным. Там сознают, что классическую и мировую литературу финны длительное время усваивали на шведском языке. Ни малейшего понимания применительно к русскому языку, чье значение в развитии Молдавии еще радикальнее, "бессарабские интеллектуалы" не обнаруживают.

Перл г-на тов. генерала

В этой связи приведу свежее высказывание, как будто целиком "вырезанное" из смутного начала 1990-х гг.:

"Негативные последствия принятия закона о предоставлении гражданства Молдавии "по нулевому варианту" в свое время не были просчитаны. Об этом заявил 22 августа в интервью молдавской газете "Timpul" по случаю приближающегося 15-летия независимости республики экс-министр внутренних дел и обороны, председатель комиссии по обороне и безопасности в первом парламенте Республики Молдова Ион Косташ. "Этот популистский закон позволил 30% жителей республики стать гражданами РМ. Потом они вошли в сговор с врагами государственности Республики Молдова, что привело к очень тяжелым последствиям. Закон воодушевил инородцев не прилагать усилия для изучения государственного языка. В результате мы пришли к ситуации, когда иностранный язык (русский) фактически является государственным, а становиться официальными лицами высокого ранга было позволено людям, которые не знают язык этого народа, причем игнорируют его демонстративно". Я не думаю, что если не знающих госязык сегодня лишить гражданства, то кому-то в Молдове станет легче. Разве что генералу Косташу.

Где кончается наша свобода

В советское время г-н Косташ был нормальным тов. офицером, и всех своих чинов и постов он, к слову, добился через обучение русскому языку и прочее влияние "иностранцев". Поэтому повторю то, о чем однажды уже писал. Советский социализм, при прочих его достоинствах и недостатках, обладал тем ценным качеством, что ориентировал граждан, притом довольно жестко, на хорошие слова и дела – и не давал им, соответственно, особых возможностей для дурных поступков и даже слов, подобных вышеприведенным. Когда "ярмо тоталитаризма" было с людей снято, очень многие из них так или иначе опозорили себя, потеряли лицо, а иные просто оскотинились.

Вот почему не надо идеализировать свободу. Отдавая должное этому понятию, я утверждаю, что оптимальную и необходимую дозу свобод мы имели при советской власти, в СССР. А теперь остается лишь разъяснить соответствующий буржуазный принцип, пропагандируемый совершенно неверно в сравнении с его реальным действием. Он звучит так: "Твоя свобода кончается там, где начинается моя свобода". И это якобы справедливый механизм распределения сей бесценной субстанции между людьми "в цивилизованном мире". На самом деле, что подтверждается всем ходом событий и сложившейся действительностью, наша свобода кончилась, как только свободу получили другие – и именно те, кто ее у нас отобрал. Характеристику экс-товарищей и нынешних господ,  заложивших основы "независимой" и "демократической " Молдовы, читайте выше. Генерал Косташ, бывший дважды министр, – не самый яркий пример. Милицейский генерал Воронин, получивший два высших образования в Москве, а теперь заявляющий, что дать государственный статус русскому языку означало бы подорвать молдавскую государственность, – более колоритный случай перерождения от свободы.

Куда принес нас рок событий

Как известно, в СССР оттого и не было нищеты, что не было (или почти не было) богачей. Свобода от социализма, от СССР понадобилась тем, кто захотел стать богатым. Для этого есть два пути. Один тяжелый и маловероятный – копить богатство трудом. Другой тоже нелегкий, но осуществимый, если у тебя есть набор определенных качеств. Ум необязателен, совесть противопоказана. Нужны: ловкость, изворотливость, нестеснительность в средствах, абсолютная готовность нарушить любые законы и нормы морали. Короче, подлецу всё к лицу. Естественно, все эти качества не могли проявиться в полную силу при советском тоталитаризме; чтобы сей газон зацвел, нужны свобода и демократия. Тогда и торжествует принцип: наша свобода кончается, наступает их свобода.

И вот только некоторые итоги. Давно известно, что уровень жизни большинства людей упал вдвое-втрое и более. По самым припудренным расчетам, с 1997 г. по сей день инфляция в Молдове возросла на 300%. При обретении свободы продвинутым в рыночную цивилизацию меньшинством – большинству остальных граждан Молдовы не досталось работы и средств к существованию. Зато взамен советского достатка и благополучия они получили свободу передвижения, что привело к потоку трудовой эмиграции. Подсчитано, что это определило рост доли денежных переводов в ВВП страны с 5% в 1996 г. почти до 25% в 2003 г. По данным Нацбанка РМ, переводы от работающих за рубежом молдаван составили в прошлом году $475 млн, что на 43,1% больше, чем в 2003 г. Такая пропорция, по сути, лишает страну перспективы собственного, внутреннего развития: зачем возрождать у себя экономику, если можно летать, как пчелки, с одного зарубежного цветка на другой и собирать нектар? Зачем создавать собственные трудовые места, если Европе нужна дешевая рабсила? Зачем, наконец, возрождать свой пролетариат, вошедший в историю как могильщик капитализма? Надо распихать его по Европе, пусть с ним имеет дело тамошняя полиция – у нее есть опыт. Уточню, что подлинно массовый исход из Молдовы начался при Воронине, что хорошо отражает тот же показатель – рост денежных переводов от гастарбайтеров.

Тем временем продолжается спад в промышленности – в январе-июле на 6,7% по сравнению с тем же периодом 2005-го. Ныне он происходит на фоне кризиса в виноделии и из-за сокращений в смежных отраслях. Прослежено, что темпы роста в нашей промышленности возросли в 2003 г. на 15,6%, а затем стали снижаться, составив 8,2% в 2004 г., а в 2005-м – 6,3%. В ближайшие три года, даже по прогнозам правительства, возврата к уровню 2003 г. не будет.

Экономическое положение Молдовы совершенно плачевно – так было лишь в первые годы после распада СССР и обретения Молдовой "независимости". Причина подобного "развития" известна. В результате активной прозападной и антироссийской политики президента Воронина, наносящей крупный ущерб репутации и интересам СНГ, Москва заняла резко отрицательную позицию по отношению к Кишиневу и предприняла кое-какие меры. С весны прекратился экспорт нашего вина в РФ. И мы получили $120 млн убытка – это стоимость винодельческой продукции, не реализованной из-за запрета.

В последние годы умножилось число певцов ворономики и ее якобы социальных программ. Особый упор делается на рост зарплат и пенсий. И конечно, главный солист – сам Владимир Николаевич. В конце июля он дал интервью радиостанции "Эхо Москвы", известной своей прозападной, антироссийской ориентацией. Вот что он заявил в этот рупор политической власовщины: "Мы же еще не преодолели те трудности, которые уже были, когда мы пришли к власти в практически обанкротившейся стране, в которой по 12, по 18 месяцев не выплачивались ни пенсии, ни зарплата. За те годы, что мы у власти, бюджет страны вырос в 3,6 раза. Мы подняли пенсии в 5 раз, и выплачиваются они регулярно. Мы подняли зарплату, мы в науку только направили средств в 6 раз больше, чем наши предшественники, мы в образование направили в 5 раз больше средств. То есть, поставив своей задачей построение социального государства, мы идем к этой цели".

В рай на чужом горбу

Надоело разоблачать вранье, которое наворачивают журналисты, партийные бонзы и рептильные ученые. Но надо показать, какое "социальное государство" создает в Молдове Воронин, предварительно обрушив ее экономику, – наглухо затянув мешок, в котором мы сидим, объятые страхом и неведением. Ловкими приемами режим рассчитывает въехать на чужом горбу в рай. В европейский рай – на нашем горбу.

 Сейчас домовладельцам и квартировладельцам приходят расчеты стоимости их жилья для перехода ны рыночные (читай: европейские) критерии. В частности, это касается налога на недвижимость. Пришел такой листок и к нам в семью. Двухкомнатный дом общей площадью 36,8 кв. м и времянкой на 26 кв. м плюс участок менее 5 соток – оценены в 570.265 леев. Более полумиллиона! Пикантно (это имеет отношение к чьей-то свободе) то, что сей расчет мы получили 19 августа, подписан он соответствующим начальником 14 июня, а "апелляционный период", т. е. срок, во время которого мы могли бы сделать безнадежную попытку опротестовать этот вопиющий грабеж, основанный на бухгалтерской туфте, – истек 19 июля. Поскольку соответствующий налог будет взиматься в размере 0,5%, это значит, что только за счет моей семьи ворономика пополнит годовой бюджет почти на 3 тыс. леев. За жилье, к строительству и содержанию которого наплевавшая на людей власть не имеет никакого отношения. За дом, который до последнего кирпича оплачен деньгами и потом жильцов. Браво, г-н президент и тов. молдавский коммунист №1, такими приемами можно достичь сияющих вершин роста! В подобных случаях говорят: и как же вам не ай-я-яй?

Мне абсолютно неинтересно, какие расчеты получат владельцы трехэтажных замков, возведенных на ворованные у простого люда деньги. Мне безразлично, какими путями госчиновники и обслуживаемый ими криминалитет рассчитывают въехать в Евросоюз, где своих паразитов в избытке. Я знаю одно: у меня, как и у большинства граждан Молдовы (если их родственники не ишачат в рабстве на чужбине), таких денег на такие налоги определенно нет. Так что позвольте, г-да евроинтеграторы, не согласиться с вами по поводу этих расчетов. И нижайше прошу хоть раз прислушаться. Поскольку – повторю, с чего начал – если человеку долго не давать возразить, он забудет все свои аргументы и молча врежет. Человек не свинья, чтобы визжать от страха в темном мешке. Не будьте беспечными, господа!


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100