Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Юрий Жиловец
Реклама без шумы и пыли

Совершенствование информационных технологий, понимаемых в самом широком смысле, привело к массированному развитию больших систем создания, обработки и распределения информации. Практически уже можно говорить о появлении отдельной информационной отрасли. Естественно, мы не станем повторять прекраснодушные выдумки всяких футурологов о наступлении такого замечательного постиндустриального общества, в котором только обработкой информации и занимаются. Нам по-прежнему, извините за натурализм, нужно что-то есть и где-то жить, и непонятно, каким боком здесь может помочь чтение газет или компилирование программ. Взахлеб восхищаться американским обществом мы тоже не станем: если я замету у себя в комнате всю пыль под кровать, то чище от этого не станет, даже если я присвою комнате звание постпыльной. Точно также вынесение промышленных производств в третьи страны еще не делает США информационным обществом, а разве что паразитическим.

Так вот, вернемся к нашей отрасли. Постиндустриального общества нет, но отдельная информационная отрасль достигла немаленьких масштабов и уже сравнима, наверное, по объему с транспортом и связью. А такое немалое производство не может не гадить в окружающую среду. Оно и гадит, только не в природу, а в общество, выплевывает огромные потоки ненужной информации, к которым нам как-то приходится приспосабливаться вплоть до упрощения грамматики и орфографии языка.

Немалую долю в этом загрязнении общества играет так называемая реклама. Так называемая – потому что она уже давно перешла барьер скромного информирования о товарах и услугах. Наивные люди называют рекламу информационным шумом, то есть побочными неизбежными отходами информационного производства. Но это очень доброе и мягкое определение. Современная «реклама» - не пассивный поставщик шума, а скорее активный постановщик помех, то есть разновидность оружия. По существу, это открытый канал к мозгам обывателей, через который может сбрасываться любая информация. Даже если эта информация безобидна, она вредна уже своим наличием и количеством. Вы хотите, чтобы на ваш личный компьютер ежедневно приходил какой-то дядя и сгружал на него по гигабайту непонятно чего, да еще и вопил, чтобы не стирали? А когда мусор сгружают на личные мозги – это как? И если бы только мусор – от мозгов просто отгрызают куски и набивают туда червей, троянов и вирусов. Без всякого нашего на то согласия, заметьте. А ведь можно в критические моменты и вообще сбросить какие-нибудь зомбирующие программы, и тогда начинается развеселый майдан, в ходе которого летят правительства и государства, а пришедшие в себя участники на следующий день только хлопают глазами и ничего толком не могут вспомнить.

Я уже молчу о постоянную, на износ, эксплуатацию наших внутренних ресурсов – эмоций, представлений о прекрасном, природных инстинктов, в конце концов. Если, извините, тыкать на каждый сникерс и памперс портрет голой женщины, то это несколько отвлекает внимание от настоящих голых женщин. Не в этом ли одна из причин катастрофического падения рождаемости в странах западного потребительства? Разговоров о сексе много, а вот дел...

Нелишне вспомнить еще, что постоянное внушение людям приводит к атрофии их собственных способностей принимать решения, и тогда они легко становятся жертвой любых мошенников – от сетевых маркетологов до авантюристов на госпостах. Помните, у Лукьяненко в «Танцах на снегу» мозги использовались в качестве вычислительных устройств для расчетов курса звездолета? И люди уже после пары месяцев не могли сами решиться застегнуть пуговицу и завязать шнурок. В жизни происходит примерно то же самое – с поправкой на меньшую интенсивность воздействия.

Рекламные боссы глумливо заявляют нам: «Не нравится – не смотрите». Как же мы можем не смотреть, если вы нагло тычете нам своими помоями прямо в глаза и в уши? Нет, ребята, так не пойдет. У нас ведь теперь свобода, и мы не обязаны отдавать ресурсы своего мышления под ваши дрянные шампуни, прокладки и имиджи «политиков». Такие вещи должны делаться демократично - исключительно добровольно и за отдельную плату.

А ведь отделить зерна от плевел достаточно легко. Информирование о своих товарах и услугах – дело исключительно полезное для всех, и отказываться от него не стоит. Только оно и заслуживает звание рекламы. «Летайте самолетами Аэрофлота» и «Пользуйтесь услугами Гострудсберкасс» - вот настоящая реклама. Все остальное – уже манипуляция сознанием.

Отсюда – практические выводы. Любая недобровольная реклама и любая манипуляция сознанием должны быть запрещены. Вот как это будет выглядеть практически:

В журналах и газетах вся реклама – информация производителей – должна быть собрана вместе на отдельных страницах, где-нибудь в конце выпуска, и помечена большими буквами: реклама. Никаких глянцевых обложек, блоков посреди статей, и тем более замаскированных хвалебных материалов. За каждое такое нарушение – большие штрафы и после повторения – закрытие издания. Рекламные блоки не превышают определенного размера (чтобы уравнять шансы богатых и бедных предприятий), делаются черно-белыми (никаких манипуляций с цветами) и содержат только необходимую информацию: наименование продукта или услуги, описание содержания (без всяких захлебывающихся от восторга эпитетов и ссылок на конкурентов, без всех этих эн-эл-пистских штучек), возможно, фотография, технические характеристики, наименование предприятия (без всяких логотипов и маленькими буквами), контактные адреса и телефоны. Все. Не надо считать читателей идиотами – каждый вполне в состоянии разобраться, что ему действительно нужно. За настоящих идиотов это сделают опекуны.

Тот же принцип применим к телевидению, и даже в большей мере, поскольку манипуляция с помощью движущихся картинок гораздо эффективнее. Реклама идет отдельной передачей, анонсированной в программе, когда-нибудь после двенадцати ночи, можно даже пару часов подряд. Желающие ее посмотреть включат телевизор именно в это время, остальные видеть рекламу без своего согласия не должны. Содержание ролика должно быть деловым, без манипуляционных технологий. Аналогично можно сделать и на радио.

В Интернете должны быть безусловно запрещены баннеры, а за распространение спама введена административная ответственность – в том числе лиц и фирм, чьи контактные адреса и телефоны указаны в спаме.

При этом приветствуется выпуск специализированных рекламных журналов, газет, открытие телеканалов, создание сайтов, при условии, что они четко будут заявлены как рекламные. Манипулятивные техники, впрочем, должны быть запрещены и там.

Рекламные щиты, раскраски на общественном транспорте и внутри него должны быть убраны вообще, поскольку человек не может произвольно отказаться от их просмотра, а это ограничивает его свободу. Вывески можно оставить, поскольку они скорее полезны, если, конечно, не занимают полдома.

Любая имиджевая реклама должна быть запрещена в принципе. Имидж – это создание собственного плацдарма в чужом мозгу, никак не связанного с реальными потребительскими качествами товара. Реклама товаров должна быть именно рекламой конкретных товаров, а не абстрактного «немецкого качества» и «долголетних традиций». Особенно это относится к товарам, производимым ТНК.

Господа рекламщики, естественно, возмутятся этими ограничениями. На это ответ может быть только один: «Не нравится – не рекламируйтесь». У нас теперь ведь свобода, не так ли?

Естественно, все эти правила должны быть установлены законодательно и контролироваться государством, с приложением к нарушителям серьезных мер административного и даже уголовного характера. Всякая там самоорганизация рекламщиков и добровольные ограничения есть самоорганизация козлов на огороде. Еще более естественно, что для введения рекламы в нормальные рамки и прекращения полоскания мозгов придется вести долгую и затяжную (не исключено, что и кровавую, если вспомнить современные нравы) борьбу с эгоистическими интересами частных лиц, корпораций и иностранных государств. К сожалению, в нашем мире все разумное не дается без боя, и делать это все равно придется.

Когда-то Габриэль Гарсиа Маркес назвал СССР «22 400 000 квадратных километров без единой рекламы Кока-Колы». Пора осознать, что и это достижение советского строя мы, к сожалению, потеряли, и начинать работу над его возвращением нашей стране.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100