Алла Никонова
Анна Политковская - опыт антинекролога

Я не собиралась посвящать эту библиографию Анне Политковской. Были другие темы - например, дружный демвизг по поводу Сахалина-2. Ее писания меня как раз не очень интересовали, хотя раньше я на них и обращала внимание. Но раз уж Политковскую убили, то визг демжурии вышел еще громче, и привлек мое внимание. Ясно, что о Сахалине шумели по должности, так сказать, а об убийстве - тут явно есть и личные мотивы - если не сочувствие или страх такого же конца, то хотя бы желание, так сказать, сняться на фоне мученицы, тем самым не только залакировав крайне неприглядные деяния покойницы, но и свои делишки заодно.

Поэтому я решила тоже, как говориться, внести свою лепту, чтобы не думали, что под шумок можно продолжать врать и получать за это звание "совести русской журналистики", тем более, что Новая Газета посвятила Политковской целый номер, любезно предоставив заодно и полный список ее статей. На одну из них и пал мой выбор. И не случайно. Одно название чего стоит, даже для привычно-истеричного стиля Политковской: "ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ЖИЗНЬ
Генерал Баранов, командующий Северо-Кавказским военным округом и Герой России, фактически признан военным преступником". То есть, нарушать право на жизнь - это военное преступление. Запомним это на будущее. Итак, в чем было нарушение? Был ли кто-то убит? Неизвестно. Человек пропал без вести после того, как "на него кричал генерал, приказывая расстрелять". Это было снято на пленку журналистами и показано по НТВ. Действительно, история подозрительная. Расстреливать без суда пленных нельзя. И кричать, чтобы расстреляли, особенно когда ты - генерал, нельзя. За это, несомненно, нужно судить.

Но тут возникает небольшая закавыка: а судьи кто? Судил Европейский Суд по Правам Человека (ЕСПЧ). Звучит ужасно солидно, пока не начинаешь припоминать некоторые подробности о том, как в этой самой Европе обстоит дело с теми, кто нарушает эти права. Нет, я даже не о том, что Европа участвует как минимум в двух колониальных войнах, причем обе эти войны подпадают под нюренбергское определение военного преступления - агрессивная, неспровоцированная война, которую американский судья на том процессе назвал "матерью всех других военных преступлений". То есть, сами эти войны - уже преступление, и тягчайшее. Что решил тот самый суд по правам относительно не то что какого-то генерала, а просто глав государств и правительств, совершивших это преступление? А ничего не решил. Более того, они продолжают свои преступления с полной безнаказанностью, хотя часть из них перестала это делать потому, что они больше не главы.

Тут надо заметить одну тонкость. Начала Политковская с ЕСПЧ, а кончила - Ратко Младичем. Но ведь его требует к суду не этот шемякин суд, а несколько другой - в Гааге, который как раз специализируется по военным преступлениям в бывшей Югославии. И при этом, заметьте, не преступлениями тех, кто бомбил телестанцию, мосты, церкви и больницы -не натовскими военными преступниками и их начальниками - в некоторых случаях теми же самыми, что продолжают совершать военные преступления уже в других местах.

Например, Тони Блэр. Я вспомнила о нем не только потому, что в Европе трудно найти более гнусный образец военного преступника у власти и по совместительству религиозного ханжи. Нет, на этот раз мне пришла на ум история Жана-Шарля Менезеса. Вот уж чье право на жизнь было нарушенно бесспорно - на глазах целого вагона метро. Полиция в штатском без малейшего предупреждения его, спокойно, как подобает человеку с чистой совестью, сидящего в вагоне метро, изрешетила пулями. Это не были просто крики "расстрелять", и Менезес не был виновен ни в чем, кроме неправильного цвета кожи - он даже (!) не был арабом или мусульманином. Как вы думаете, как были наказаны его убийцы? Никак. Никого за это убийство даже не будут судить. Разумеется, как неоднократно заявляли Политковская и ее коллеги, Англия - не Россия. Расследование было начато даже без ЕСПЧ. И что в итоге: нет суда за убийство для его непосредственных убийц, ни для тех, кто приказали его убить. Ни тем более для начальника полиции (тоже Блэра), сначала нагло вравшего об убийстве, а потом, когда слишком явные факты выплыли наружу, заявившего, что в Англии уже несколько лет действует тайный приказ, позволяющий полиции убивать подозреваемых террористов. Так что убийство было, так сказать законным, и может повториться. Суда за убийство не будет "за недостатком улик". Вот в деле российского генерала улик было достаточно даже для приговора, как видно. Но поскольку Англия, как известно, особенно российским демжурам - светоч прав человека, дело все-таки завели. По статье "небрежение здоровьем и безопасностью" этого самого убитого. Эта статья обычно используется при несчастных случаях на производстве. Что же, производство трупов - обычное дело для Англии, не так давно в Ирландии, теперь южнее, а иногда - и дома. Тем более, что убийцы Менезеса успели проявить себя и в Северной Ирландии. О "нарушении права на жизнь" никто и не вспомнил. Впрочем, и по этой издевательской статье дело будет идти годами. А пока результаты расследования того, кто же все-таки виноват в этой "небрежности", засекречены, уж слишком они были неприятны для полиции, а ведь расследование вели отнюдь не посторонние властям люди. Газеты вполне решение одобрили, включая Индепендент и Гардиан, как и полагается демократическим газетам, хоть и английским. А пока одна из тех личностей, что отдала приказ убить Менезеса получила... заметное повышение по службе. Ее пост теперь - один из высших в полиции Лондона, наверное, что-то вроде генеральского.

Разумеется, история с правом на жизнь Менезеса - только один из примеров соблюдения прав человека и праведных судов в той самой Европе, которая набирается наглости судить других. Разумеется, кроме Европы есть еще и США, которые Политковская и ее коллеги ценят еще выше. И которые только что приняли законы, лишающие тех, кого президент Буш соизволит объявить "террористом" или "пособником" всякого права на настоящий суд, зато разрешающий подвергать их пыткам. Любопытно, что закон этот принят не потому, что так не делали раньше - совсем наоборот, делали, но потом решили, что так, глядишь, и под суд могут упечь. Только не под ЕСПЧ, тем более не в Гаагу, а в Международный Уголовный Суд. Разумеется, США не признали его юрисдикции, и требуют от стран, на которые могут надавить, его тоже не признавать. Но все-таки лучше подстраховаться. И теперь пытки в США больше не военное преступление - это законные способ допроса. Любопытно, что бы сказала на это Политковская? Или она была слишком занята, сочиняя разоблачения российских пыток? Так что бы их тоже не узаконить - и пришлось бы всем правозащитничкам на гранты США заткнуться. А пока пытколюбивые генералы, министры, парламентарии и президент без помех ездят в Европу. В ту самую Европу, куда, по злорадному замечанию Политковской "Баранов рискует стать не въездным". И, конечно, не могла она удержаться, дабы не добавить: "кроме Белоруссии и Северной Кореи". Так и хочется спросить, а что, Белоруссия похищает людей по всему миру, пытает их, отправляет в другие страны на пытки? Что, Северная Корея ведет агрессивные войны и называет это "борьбой за демократию"? Или хотя бы позволяет самолетам с такими похищенными садиться на своих аэродромах? В таком случае, поскольку США и Европа делают именно это, и они - образцы в "праве на жизнь" для Политковской (и ЕСПЧ), очевидно, именно этого и не хватает, например, Лукашенко, чтобы его с почетом "пустили в Европу". Как пустили ряд бывших соцстран, на территории которых США разместили тайные пыточные тюрьмы - настоящие, а не те, что вечно мерещились Политковской в России.

По поводу убийства Политковской Виталий Третьяков сказал: "Как бы ни относились к тому, что писала Политковская, общество должно встать на единую позицию - журналист неприкосновенен, это публичная профессия". Это верно, публичная, лучше не скажешь. Хорошо еще, что я все-таки библиотекарь.

Для желающих - некоторые из публикаций о Политковской:

Плюрализм возвышенных натур и циников

Анна в Европах

Анна в Европах-2

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна