Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дахр Джамаль и Али аль-Фадили
Бизнес как еще одна жертва

Багдад (ноябрь) (IPS)

"В Ираке введены правила об иностранных инвестициях, которых давно добивались корпорации США" - пишет Антония Джухаз, консультант в Институте Политических Исследований в Вашингтоне и автор книги "Задачи Буша: Захват мира, экономика одной страны за другой".

Джухаз говорит, что новые законы, часть "100 приказов" Бремера, выпущенных американским наместником - главой Временной Коалиционной Власти за первый год оккупации, принесли огромные выгоды корпорациям США.

Сюда входят: "100% вывоз прибыли, полученной в Ираке иностранными компаниями; 100% доля собственности иностранцев в иракских компаниях, включая банки; приватизация государственных компаний; 100% неподсудность иракским судам для американских наемников и солдат; и "национальные отношения", которые практически полностью исключают иракцев из восстановления их страны на годы, пока власти США платят 50 миллардов долларов 150 американским корпорациям за то, что те делают в Ираке".

За этими правилами последовало "вторжение корпораций США в Ирак", говорит Джухаз. "Многие компании нацелились на приватизацию в Ираке, также обеспеченную Бремером, что помогает объяснить их интерес в "крупных капремонтах", а не в том, чтобы система начала работать."

В противоположность этому, предыдущий режим много помогал бизнесу, что было результатом следования социалистической системе при которой правительство позволяло иракцам основывать фабрики и мастерские и поддерживало их разными способами.

Предпринимателям давались льготные кредиты и позволения переводить валюту. Они могли получить государственную землю под застройку. Административное право способствовало предпринимательству, и небольшого размера промышленность процветала в 80-90-е гг.

Основные промышленные предприятия: нефтяные, фосфатные, цементные и оборонные, в основном управлялись государством. Иностранные компании допускались, под надзором государства, строить заводы в Ираке с целью дальнейшей индустриализации.

Этот рост замедлился и пошел вниз в 90-е гг. во время введенных по настоянию США санкций ООН. Санкции подорвали иракский динар и покупательную способность населения.

Положение в сфере бизнеса ухудшилось еще больше во время вторжения США, когда большая часть заводов перестала работать. Многие были разбомблены, другие распустили рабочих по домам. Вслед за вторжением некоторые заводы были разграблены и не смогли снова начать работу.

Некоторые частные предприятия держались, но, в конце концов, проблемы с безопасностью, нехватка электроэнергии и топлива, потрясающий уровень инфляции (70%) и отсутствие надежных перевозок вынудило многих из них также закрыться. Безработица сейчас достигает 50%, но многие считают, что положение еще хуже.

Тысячи предпринимателей продали, что могли, и сбежали в соседние страны. Те, кто этого не сделал, жалеют об этом.

"Я раньше нанимал больше 30 рабочих на фабрике пластмассовых изделий, и дела шли хорошо до оккупации", - сказал нам Аббас Али в Багдаде. "Сейчас работать невозможно, и я вернулся на прежнюю работу - учителем в школу. Мне предлагали 200 000 долларов за мой бизнес, но теперь он не стоит ни гроша. Я сам виноват - надо было продать и бежать, как некоторые мои коллеги, которые сейчас в безопасности в Сирии."

Все-таки, остались стальные, текстильные и другие предприятия, продолжающие выпускать то, что еще можно.

Каис аль-Наззаль построил сталелитейный комплекс а 60 км к западу от Багдада около Фаллуджи, и старается продолжать производство. "Мы ввезли самое современное металлургическое оборудование и потратили миллионы долларов на современные здания, чтобы соответствовать мировым стандартам", сказал нам Каис аль-Наззаль.

"Мы смогли продолжать работать во время оккупации, но должны признать, что трудности нынешних времен приносят нам значительные убытки."

Местные исследователи обнаружили 85% безработицу в промышленности. Многие из 15%, кто еще имеют работу, заняты на немногих госпредприятиях, которые платят зарплату, даже если ничего не производят.

"Мы пытаемся работать, но положение обескураживает, так что, похоже, придется ждать чуда", - управляющий госпредприятием по производству цемента на окраине Багдада сказал нам.

Экономический тупик, в который загнан Ирак, очевиден на рынках столицы.

Около 80% местного производства продавались до начала вторжения на оптовом рынке Шорджа в центре Багдада. Сотни мелких производителей показывали там свою продукцию.

"Больше здесь нет иракских товаров", торговец пластиковыми изделиями Джохар Азиз сказал нам. "Иракское производство процветало четверть века перед оккупацией, но теперь мы продаем только импортные товары очень низкого качества, и их покупают потому, что другого нет".

Другие рынки Багдада страдают от того же кризиса, как рынок Самаррай, где продают шины, Джамила - фрукты и овощи и Синаа - компьютеры.

Многие центры торговли, как улица Саадун и улица Рашида, как и когда-то элитный район Мансур и квартал Каррада выглядят как призраки по сравнению с прошлым.

"Мы раньше открывали лавки по крайней мере на 16 часов в день, но сейчас только на несколько часов, из-за опасностей", владелец магазина электротоваров в Каррада Дурайд Абдулла сказал нам. "Нам угрожают все опасности - от похищения ради выкупа до сектанских нападок, или угрозы изгнания из наших лавок бандами, которых поддерживают власти."

Бизнесмен, который когда-то владел небольшой текстильной фабрикой, которая обанкротилась, сказал, что не ожидал, что власть США окажется таким ударом для бизнеса.

"Бизнесмены в начале оккупации вспоминали о Японии после Второй Мировой войны", - сказал он. Большинство из нас думало, что вторжение в Ирак плохо во многих отношениях, но будет хорошо для бизнеса в целом и для промышленности в особенности. Как же мы ошиблись! Иракская экономика была уничтожена по политическим причинам."

Примечание переводчика: перед нападением США на Ирак об этом вторжении было сказано много глупостей. Одна из самых известных в мире - что это будет для оккупантов "прогулкой по парку". Одна из менее известных, но не менее глупых, была в том же духе, что и мысли этих бизнесменов о Японии. Ирак не стал Японией, и не мог стать. Американский империализм потому и империализм, что хорош только для бизнеса ТНК США, не для иракского бизнеса, и не для бизнеса всех прочих зависимых стран.

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=15&ItemID=11532

Перевод Аллы Никоновой


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100