Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Хиллари Бэйн Линдсэй
Народы дельты Нигера дают отпор насилию и коррупции

«Ничего не изменилось», говорит Паттерсон Огон, директор-основатель Совета Иджоу за права человека в дельте Нигера. «Со времен когда был повешен Кен Саро-Вива в 1995 году, пиар [Shell] и лощеные репортажи, похоже, служат признаком, что они много сделали в дельте Нигера. Но мы все еще ожидаем перемен на практике».

Более десяти лет прошло с тех пор, как нигерийское правительство убило Кена Саро-Вива и восьмерых активистов Огона. Саро-Вива руководил ненасильственной борьбой против RoyalDutchShell и других нефтяных ТНК, чьи операции в регионе уничтожали окружающую среду и средства к жизни населения. В заявлении на суде перед вынесением приговора Саро-Вива предсказывал, что победа близится, но предупреждал: «Преобладание отстаиваемых мной мирных способов будет зависеть от действий угнетателей, какие сигналы они пошлют населению».

Спустя десять лет дельта Нигера снова попала в заголовки СМИ. Борьба продолжается, но тактика изменилась. Движение освобождения дельты Нигера (The Movement for the Emancipation of the Niger Delta (MEND) – это хорошо вооруженная и организованная группа молодежи, которая стремится передать контроль над нефтяными богатствами дельты Нигера местным жителям и требует компенсации для общин, среда обитания которых пострадала от добычи нефти.

MEND противостоит нефтяным ТНК, экспортирующим из региона 2,5 миллиона баррелей нефти в сутки, в особенности Shell, которой принадлежит почти половина экспорта. Группа похитила 11 января четверых иностранных рабочих и еще девятерых – 18 февраля. MEND угрожает приостановить нефтяной экспорт из Нигерии.

Группа уже свернула около пятой доли нефтяной продукции страны; значительную часть, учитывая, что Нигерия занимает 8-е место в мире по экспорту нефти. «Неистовые атаки боевиков в дельте Нигера» отразились на ценах на нефть, отметила Нью-Йорк Таймз 20 февраля.

Упоминаемые в статье «неистовые атаки» - разрушение нефтяной инфраструктуры в регионе, включая нефтопроводы и платформы. Не упоминаются в статье нигерийские солдаты, убитые во время перестрелок с MEND. По словам MEND, они «глубоко сочувствуют» погибщим. В электронном письме от 17 января MEND отмечает: «Мы понимаем и симпатизируем солдатам, посланным на место конфликта, ведь у них не было выбора. Мы не собираемся убивать их без крайней необходимости и предлагаем им быть пассивными наблюдателями, тогда они не разделят судьбу их коллег в Бениседе (атака, разрушившая нефтяную насосную станцию и два военных катера)».

Десять из тринадцати заложников были отпущены невредимыми, и MEND публично заявила, что не собирается убивать заложников. «С заложниками обращаются хорошо, как только возможно»,– написано в письме MEND от 20 января, «но они должны жить в тех же условиях, в каких последние 48 лет приходилось жить нам».

Эти условия, как утверждает Ogon - особый вид насилия, осуществляемого ежедневно над людьми в дельте Нигера. Окружающая среда региона была разрушена нефтедобычей: «Это отразилось на сельском хозяйстве и рыбной отрасли». «Когда люди не могут больше полагаться на рыбную ловлю и фермерство, когда они не могут доверять земле, рекам и бухтам, кормившим их самих, их отцов и дедов…Что вы хотите, чтоб они делали?» - спрашивает он. «Мы говорим об безопасности будущего».

«Люди чувствуют, что бьются об стену» - объясняет Энни Брисибе, директор-основатель организации дельты Нигера «Женщины за справедливость» (NigerDeltaWomenforJustice). Хотя она не согласна с похищениям людей, тактика MEND ее не удивляет. «Это происходит из-за разочарования, гнева и отстутствия признания их прав». «Все это поднимает гнев среди молодых в дельте Нигера…Люди вынуждены совершать поступки, которые обычно не делают, из-за бедности.»

Немотря на нефтяные богатства региона, 70% людей в дельте Нигера существуют менее чем на 1 доллар в день.

Было немало попыток ненасильственной борьбы с ужасающим неравенством в дельте Нигера. Недавно сообщества Ijaw подало на Shell в суд. «Они хотели пойти юридическим путем»,– объясняет Огон. Нигерийская общественная ассамблея ранее издала резолюцию, обязывающую Shell выплатить 1,5 миллиарда за экологический вред. Дело было передано в суд после того, как Shell отказалась платить.

Одно из главных требований MEND – выплата этих полутора миллиардов. В электронном письме от 20 января, MEND отмечает: «Эти деньги должны быть выплачены напрямую пострадавшим общинам, и мы не требуем никакой их части. Shell должна заплатить сумму, или выдать твердое обещание немедленно удовлетворить требование».

В конце февраля главный федеральный суд Нигерии обязал Shell выплатить 1,5 миллиарда общинам в дельте Нигера за вред, причиненный окрущающей среде дейтвиями Shell. Shell аппелирует к решению.

Хотя тактика MEND привлекла международное внимание, ни их требования, ни реакция правительства на них не являются чем-то новым, говорит Брисибе: «Ответный удар всегда одинаков. Всегда силовой».

Спустя две недели после первого освобождения четверых заложников, военные вертолеты Нигерии атаковали то, что правительство называет баржами для контрабанды нефти. MEND обвинило военных в нападении, проименованом «Операция «Восстановление надежды», на мирных жителей и обвинило Shell в предоставлении взлетно-посадочных площадок для вертолетов.

Это не удивляет Брисибе, которая отмечает, что войска Нигерии защищают Shell. «Правительство имеет лучшие отношения с ТНК, чем с собственным населением, Shell предоставляет оружие, вертолеты и платит, а правительство предоставляет военных».

Огон сообщает, что ответ правительства MEND будет иметь более сильное влияние на общины, чем на саму тактику MEND. «Хуже, когда федеральные войска вторгаются в местные общины и подвергают невинных людей всем формам агрессии и незаконным убийствам. Это сильно усложняет нормальную жизнь местных людей, зависящих от рыболовства и сельского хозяйства».

Судя по отчету за 2005 год AmnestyInternational, этот вид реакции правительства вовсе не в диковинку. «Правительственные силы безопасности продолжают безнаказанно убивать людей в дельте Нигера. Грубая сила используется для защиты нефтяной индустрии и восстановления закона и порядка – права человека общин постоянно нарушаются» («восстановления закона и порядка» - эти слова употреблены правозщитниками без всяких уточнений, из чего можно сделать вывод, что нарушения прав общин (и человека) – с точки зрения этих правозащитников – следствие «восстановления законности» - что тут скажешь? –ред.).

Эффективно противостоять влиянию ТНК в регионе практически невозможно, так как коррумпированное правительство получает выгоду от нефтяных богатств, говорит Брисибе. «Международное сообщество должно надавить на правительство. Все, что мы хотим,– это хорошее управление. Правительство, уважающее права человека и вырывающее с корнем коррупцию.» Сказав так, она продолжает: международное сообщество не часто было позитивной силой в прекращении коррупции и угнетении Нигерии. «Правда в том, что международное сообщество использует двойные стандарты, когда дело касается Нигерии. Если надавить на Shell, ей придется подчинится международным стандартам, но уменьшить свои доходы. Пойдет ли на это международное сообщество?».

В это время, говорит Огон, Shell делает все, чтобы изобразить себя корпорацией, ведущей себя ответственно. Недавний постинг на нигерийском сайте Shell говорит, что компания «озабочена возможным влиянием на окружающую среду нефтяных разливов в результате недавних атак на нефтепроводы и коллекторы… Как только можно будет сделать это безопасно, мы начнем немедленное определение ущерба окрущающей среде, нанесенного этими атаками, и предпримем необходимые шаги для очищения пораженных районов».

Огон уверен, что глянцевые памфлеты и символические «проекты» Shell больше не вводят в заблуждение людей дельты Нигера. «Уровень понимания и координации в общинах дает мне надежду. Они говорят: «Мы не можем позволить, чтоб так и продолжалось.» Они не сидят на месте, игнорируя происходящее».

Хиллари Линдсэй – главный редактор газеты TheDominionCanada’sGrassrootswww.dominionpaper.ca

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=2&ItemID=9975

Перевод Сергея Машненко


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100