Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джордж Монбиот
Бушмены и Палата Лордов
Леди Тонг использует свое положение для преследования самых беззащитных

25 марта 2006

Наконец-то у меня есть убийственный довод в пользу закрытия Палаты Лордов. Это - присутствие там леди Тонг Кьюэской.

На прошлой неделе баронесса (бывший член парламента от Либеральных Демократов Дженни Тонг) начала обсуждение вопроса о Ботсване с нападок на бушменов племен Гана и Гви из Калахари. Она предлоложила, что те пытаются "остаться в каменном веке", назвала их технологии "примитивными" и обвинила их в том, что они "держат правительство Ботсваны в заложниках", когда сопротивляются изгнанию с земли своих предков. Откуда она знает? В 2002 году она провела полдня как участник парламентской делегации, посетившей один из лагерей для переселенных, куда загнали бушменов. Ее экскурсоводами были чиновники Ботсваны.

Лорд Пирсон Рэннохский, с кем я очень редко могу согласиться, предположил, что баронесса забыла упомянуть кое-что насчет этой поездки: он заявил, что все ее расходы, включая полет первым классом, были оплачены фирмой Debswana. Debswana - совместное предприятие Де Бирс и правительства Ботсваны, которое владеет правами на добычу алмазов в землях бушменов Калахари.

"Я," - сообщил лорд Пиросон, - "на всякий случай нанял своего собственного переводчика, так что я смог узнать, что на самом деле говорили бушмены, насильственно переселенные в лагерь Нью Ксаде. Я слышал, как они назвали это местом для смерти, где им нечего делать, кроме как пить, принимать наркотики и заражаться СПИДом. Многие из них считали, что их выгнали потому, что Debswana хочет захватить их землю из-за алмазов...Я вернулся с еще более твердой уверенностью, что там творится кошмарная несправедливость".

Он мог бы еще добавить, что Debswana заручилась помощью пиар-фирмы "Hill and Knowlton", печально известной сомнительной репутацией своих клиентов. Она давала советы китайским властям после расстрела на Тяньаньмынь, организовала группы лоббистов для табачной индустрии и подготовила к выступлению девушку, рассказавшую ложь о кувейтских недоношенных младенцах, выброшенных из инкубаторов, что помогло начать первую войну в Персидском заливе. До недавнего времени "Hill and Knowlton" также предоставляли "административные услуги" парламентской группе, в которую входят Тонг и Пирсон. Сейчас эту работу выполняет Высшая Комиссия по Ботсване, чье мнение о бушменах совпадает с мнением леди. И руководит всем Дон Парр, бывший сотрудник "Hill and Knowlton". Фирма хвалится на свем сайте, как она "создает поддержку" для Debswana среди "английских парламентариев".

Да и время баронесса выбрала не совсем удачно: речь прозвучала через полтора месяца после того, как организация Survival International начала кампанию против именования аборигенов "примитивными" и "живущими в каменном веке". Три дня спустя после ее речи я услышал, как корреспондент ВВС в Индонезии сообщил, что жители Западной Папуа вели "до недавнего времени, образ жизни, имеющий больше общего с каменным веком, чем с современностью". Ему, вероятно, было невдомек, что Джон Кеннеди одобрил захват Западной Папуа Индонезией такими словами: "эти ваши папуасы - их всего-то тысяч семьсот, и живут они в каменном веке". “Каменный век”, “примитивные” - так вы назваете тех, чью землю хотите присвоить.

Не обходится и без сравнения с животными. "Как можно позволить созданиям из каменного века сущетсвовать в эпоху компьютеров?" - спросил нынешний президент Ботсваны Фестус Могае. "Если бушмены хотят выжить, они должны измениться, а не то, они исчезнут, как дронты". Министр местного управления Маргарет Наша выразилась еще откровеннее. "Вы знаете, в чем дело с басарва (бушменами)?" - спросила она в 2002 году. "Иногда я сравниваю их со слонами. Однажды у нас была та же самая проблема, когда мы хотели отбраковать и отстрелять часть слонов, и многие были против".

Перед международной публикой правительство меняет пластинку. Как и баронесса Тонг, они настаивают, что бушмены должны быть изгнаны из Центрального Калахарского Заповедника для их собственного блага. "Правительству всегда было нелегко предоставлять социальное обслуживание малонаселенным и разбросанным дальним поселениям. Так что мы поощряем людей переселяться в поселки со школами, больницами и бОльшими возможностями для получения профессии и работы".

"Поощрять" - интересное слово. 10 дней назад комитет ООН отметил "настойчивые предположения, чтобы жители были насильственно перемещены, например, как через прекращение предоставления важных социальных услуг, разрушения инфраструктуры, конфискацию скота, запугивание и жестокое обращение со стороны полиции и егерей, как и чеерз запрет на охоту и ограничение свободы передвижения в заповеднике". Тех, кто хотел остаться на своей земле, пытали, избивали и морили голодом.

С 2002 года Гана и Гви пытаются получить предписание суда, позволяющее им вернуться на свои земли. Но власти, знающие, что у тех, кто поддерживают бушменов, в конце концов кончатся деньги, затягивают дело как только возможно. Они отменили ту статью конституции, на которую ссылаются просители.

Когда в 60-х иннуиты (эскимосы -пер.) Канады были выселены со своих земель похожими методами для похожих целей, они немедленно пали жертвой алкоголизма, токсикомании и самоубийств. 50% из них больны диабетом. 35% иннуитских детей в школах на Лабрадоре страдают от врожденного алкоголизма. Уровень самоубийств в 12 раз выше среднего. Это хорошо известно любому, кто наблюдал за насильственным перемещением аборигенов. Хотя власти Ботсваны отказываются вести отдельную статистику для Гана и Гви, те, очевидно, страдают от тех же самых физических и психологических катастроф, и при том с ужасающей быстротой.

Леди Тонг позднее обьяснила, что использовала слово "примитивный" в смысле относящийся "к другой эпохе". Но Гана и Гви, как и другие аборигены во всем мире, существуют сегодня, и то, что они делают, относится к настоящему не меньше, чем то, что делают все прочие. Не существует природной шкалы человеческой ценности, которая ставит их вниз, а нас - наверх. У бушменов другие экологические условия и экономические ограничения, чем у нас, поэтому, когда они стремятся вернуться на свои земли, они считают свои традиционные технологии - или часть их - более подходящим способом выживания, чем сидение в жестяной лачуге и питье самогона. Они также способны оценить достоинства западного образования и здравоохранения, но хотят использовать их по своему выбору, а не так, как решат добрые дяди и тети в Ботсване или Палате Лордов.

Я бы и рад сказать, что слова леди Тонг о бушменах сами по себе "примитивные", в смысле, что они отдают другой эпохой. Но это было бы неправдой. Не только аборигенов до сих пор сплошь и рядом именуют дикарями, с целью украсть их землю; все еще существует и Палата Лордов, где неизбранные типы, вроде баронессы Тонг выражаются как викторианские миссионеры, жаждущие спасать души. Эти назначенцы в Палате Лордов – точно так же часть современного мира, как МП-3 плееры или охотничьи луки бушменов. Но, в отличие от бушменов, они, похоже, и впрямь, заслуживают выселения.

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=74&ItemID=9983

Перевод Аллы Никоновой


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100