Амира Хасс
Голодные и обстреливаемые

Газа – где приземлится следующий снаряд? Вот в чём вопрос.Не в том, упадет ли он вообще, но в том, когда и на кого он упадёт и каким он будет.

Пятилетний Л. верит в то, что выход заключается в том, что надо спать в постели вместе с родителями чтобы защититься от обстрела. Но даже там он не может уснуть от страха и беспокойства. В детском саду во дворе дома дети все время говорят о «бумах», которые наполняют их день. Бумы с моря и бумы с земли. День и ночь. Иногда по три в минуту, иногда по три в час. Иногда одновременно с моря и земли. Воздух содрогается, стаи птиц разлетаются в страхе, и на минуту наступает царство тишины страха. Есть ли потери? Кто, где, как много? Если взрослым удается скрыть от детей фотографии других детей, погибших или раненных от обстрелов, то старшие дети узнают кровавые подробности из телепередач и из газет. Они усиливают страхи друг у друга.

В сельскохозяйственном районе близ границы в северной Газе, к северу от Бейт Лахие, страхи приобретают конкретное выражение в виде шрапнели, которая бесчисленное число раз падала на асбестовые крыши. Родители отправили детей к родственникам в Газа-сити, чтобы они смогли пойти в школу подальше от снарядов.

«В нашем районе люди ещё не погибали от снарядов» - цинично говорит З. Но жертвы всё же были: два осла, несколько овец и с десяток-другой цыплят.

В северной Газе тысячи семей должны возвратиться работать на свои земли, которые были разрушены израильскими военными бульдозерами в последние 5 лет. Сразу после того, как израильская армия вышла из Газы, правительственные и неправительственные организации объединили усилия дабы оживить выжженую землю. Они пахали и сеяли, распределяли семена и саженцы. Но фермеры боятся идти работать на свою землю.

З. провёл много лет в тюрьме, так же как и его брат. Другой брат был в розыске, пока его не ликвидировали израильтяне. З. говорит, что он несколько раз предотвращал обстрелы вооруженными группами ракетами израильской территории из их района. Из-за истории своей семьи он мог встать перед ними и сказать, что «Вы причинили уже достаточно разрушений и кровопролития, мы вас не боимся. Нет никакой пользы от борьбы с оккупацией с помощью самодельных ракет, которыми вы обстреливаете Израиль».

В тех местах, гду проживают большие и сильные семьи, как в Бейт-Хануне, удавалось неоднократно прогнать пускателей ракет. Последние переходили на открытые пространства, или в места, где семьи не так сильны, как например в Бейт-Лахийе.

Во время собрания учеников две недели назад раздавались гневные голоса:

«Пусть выпускают свои ракеты там где они живут, в (лагере беженцев) Шейх Радуан».

Но люди не дают волю своему гневу против тех, кто стреляет ракетами, на публике. «В любом случае, есть ракеты или их нет, израильтяне стреляют снарядами» - такой вывод господствует в Газе. З. говорит: «Сейчас ракеты не запускают из нашего района, только Израиль все равно стреляет. Я действую в качестве защитника израильтян, предотвращая обстрелы Израиля ракетами из нашего района вооруженными формированиями, но несмотря на это, израильские снаряды падают у нас».

«В Израиле есть закон, что каждый солдат должен выстреливать снаряд каждый час» - говорит Б. Он живёт в новом жилмассиве в северной Газе, большинство жителей которого являются палестинскими полицейскими, вернувшимися из изгнания.

Три снаряда уже упали на этот жилмассив, но по счастливому стечению обстоятельств никто не пострадал. Один раз снаряд попал в железную балясину, другой упал во дворе, а в последний раз снаряд не разорвался. Они живут близко так к КПП «Эрез», к границе, что могут слышать звук выстреливаемых снарядов; они слышат, как снаряды свистят в воздухе и разрываются, приземлившись. Утро этой среды было странным, говорит Б. К 9 часам ещё не прилетел ни один снаряд.

Супруга Б. родила две недели тому назад, находясь у родителей в Газа-сити. Но она должна вернуться домой сегодня (пятница). «Куда нам деваться? Мы как и все, кто живет в Газе. Если не будет снарядов с земли или с моря, то по нам ударит ракета с самолета или планера. Сперва дети, которые запускали ракеты от нас, переберутся в соседние районы. Я полицейский и имею указания предотвращать обстрелы Израиля. Мы гонялись за ними несколько раз. Все тут ходят оцепенелые от бессонницы, так как боятся спать из-за обстрелов. Мы сидим по домам, ожидая увидеть, кто умрет первым.»

Проблема обстрелов его дома сделала экономические трудности для Б. второстепенными. Как полицейский он не получал зарплату, как и все занятые в общественном секторе Палестинской администрации. Израиль не переводит Палестинской автономии(ПА) деньги, собранные им в качестве налогов с импортированных палестинцами товаров. США и Европа прекратили помощь ПА. Выплата зарплат 140000 семей на Западном берегу и в Газе, размером в 1000 – 2000 шекелей на семью, задерживается вот уже три недели.

«Моя ситуация неплоха. Моя зарплата не поступала на счёт в банк, но я могу покупать в магазине в кредит.» - говорит Б. «Но что делать безработным? Им никто ничего не продаст, даже в кредит.».

Отец Л. безработный. Он инженер по профессии и ему обещали новое место работы в одном из инфраструктурных проектов, спонсируемых американским благотворительным фондом. Но теперь фонд отменил финансирование проектов, связанных с ПА и её правительственными инстанциями. Знакомые ему подрядчики даже не отвечают на объявления о конкурсах, публикуемые в газетах. Дело в том, говорит один из них, что мы не можем брать на себя никаких обязательств – мы не знаем, когда прибудет сырьё, когда Израиль откроет и закроет свои КПП. Мы не можем дать конкретных сроков окончания работ, так как это зависит от сырьевых материалов. Я не могу обещать работникам оплатить их труд, так как не знаю, когда заказчик сможет рассчитаться со мной. Даже владельцы магазинов стали безработными: нет покупателей, нет товаров, нет смысла их держать или платить за них из несуществующих доходов.

Супермаркет в учительском районе Тель-эль-Хава в Газе закрылся на 2 дня и распустил по домам своих рабочих в вынужденный отпуск. В супермаркете Эль-Кишауи в квартале Римал не было покупателей днём в среду и его полки были полупусты. Обеспокоенные родители говорят: «Мы не можем оплатить регистрационный сбор в университетах в следующем месяце».

Дороги тоже пустуют: Центр Газа-сити больше не заполнен транспортом, как это было прежде. Пустота особенно ощущается после 14.30, когда школьники и клерки возвращаются домой. Дороги пустуют из-за того, что люди экономят: они не покупают в магазинах, не хотят платить за транспорт и за газ. Хотя овощи очень дёшевы, даже рынки пустуют. Дороги пусты и от страха – ведь снаряд может разорваться в любую минуту.

«Меня не удивляет, что Израиль так нас обстреливает» - говорит Х., активист «Хамас». «Это его природа; это то, чем он всегда занимался. Меня удивляют те, кто делает всё, чтобы развалить правительство». Люди воздерживаются от публичного выражения недовольства по отношению к палестинским бойцам, запускающим ракеты «потому что все озабочены отсутствием зарплат, экономией денег, спасением от израильских снарядов и бомб, а также переживают за будущее», говорит М., не согласный с ракетными обстрелами Израиля палестинцами. С., также противостоящий обстрелам, жалуется на то, что люди погрязли в ментальности «мести и реванша», и поэтому одобряют обстрелы.

Но голоса осуждения поднимаются и из среды «Хамаса»; там утверждают, что высокопоставленные офицеры «ФАТХ» стоят за теми, кто стреляет ракетами по Израилю, дабы вызвать политический и социальный хаос и привести к росту давления на правительство с целью добиться его отставки. Одна сторона выдвигает обвинения, другая их опровергает.

Работник неправительственной организации, не связанный ни с какой из сторон, утверждает, что такие обвинения беспочвенны. «Официальный «ФАТАХ» не одобряет обстрелы. Группы боевиков, продолжающие обстреливать Израиль ракетами, близки к исламским вооруженным формированиям.» - говорит он, цитируя свои источники.

Но он подтверждает, что высокопоставленные офицеры «ФАТАХ» стоят за кампанией словесного подстрекательства против нового правительства: они стоят за теми, кто жалуется на то, что правительство не выплачивает зарплаты и поэтому не выполняет своих обязанностей – как будто бы это первый раз, когда палестинская администрация опаздывает с выплатой зарплат и как будто лишь одно правительство в этом виновато. От этих офицеров также исходят жалобы и на то, что министры нового правительства спонсируют советников и должностных лиц, известных своей поддержкой «Хамаса», в то время как в прошлом общественный сектор состоял преимущественно из людей, поддерживавших «ФАТАХ». Появляются жалобы и на то, что министры «Хамаса» не так компетентны и способны, как от них ожидали.

Среди населения есть две противоположные точки зрения на происходящее. Одни считают, что движение «Хамас» должно было принять в расчет израильскую и международную реакцию тогда, когда участвовало в выборах в парламент с ограниченными полномочиями и когда согласилось сформировать правительство, также ограниченное в своей власти. Иными словами, оно должно было принимать иные решения в соответствии со своими политическими возможностями - не формировать правительство, или принять условия Абу Мазена и принять политическую платформу, которая не позволила бы всему миру бойкотировать палестинский народ и налагать на него экономические и политические санкции. Каждый день всё новые и новые страны заявляют об отмене экономической помощи, ставшей за последние пять лет экономическим кислородом для палестинской нации. Последней такой страной была Япония. Израильские банки не переводят деньги палестинским банкам. Арабский банк не готов выдавать правительственные займы. Даже если Иран и Катар пошлют деньги ПА, как она их получит? Деньги должны все равно будут пройти через израильский Центробанк, а он их конечно не пропустит.

Другую точку зрения выражают такие люди, как З., который не поддерживает «ХАМАС». Он озабочен тем, что давление на правительство будет иметь противоположный эффект: оно попросту увеличит поддержку правительства народом.

Но все озабочены тем, что в дополнение к отсутствию безопасности – израильским снарядам – и в дополнение в экономическому коллапсу добавится ещё один удар, и этот удар произойдёт в форме взрыва, когда напряжение между «ФАТАХ» и «Хамас» ещё больше увеличится. Десять дней тому назад сторонники «ФАТАХ» преградили путь премьер-министру Исмаилу Ханийе. Он не стал делать из этого скандал. В прошлый вторник члены «Азаддин Эль-Касам» (военизированное крыло движения «Хамас» - пер.) открыли огонь по человеку, который, по их мнению, был ответственен за блокирование «их» премьер-министра – офицеру безопасности из Джабалие. Чем больше люди «ФАТАХ» и его вооруженные сторонники протестуют и жалуются на провал нового правительства, тем более вооруженные сторонники «Хамас» чувствуют необходимость отстоять свою честь.

Выводы получаются неоднозначные и тяжелые. Официальный «ФАТАХ» противостоит военной эскалации и Абу Мазен безоговорочно осудил теракт в Тель-Авиве. Но со совоей стороны, «Бригада мучеников Эль-Аксы» (военизированная организация близкая «ФАТАХ» - пер.) , над которой Абу-Мазен и его силы безопасности утратили контроль, осудила его осуждение. «Хамас» официально придерживается линии, что палестинский народ имеет право на «самозащиту». На видео-конференции с официальными лицами палестинского МИДа министр иностранных дел Махмуд а-Захар заявил, что платформа нового правительства остается лояльной к праву на вооруженное сопротивление. Один из официальных чиновников в Рамалле спросил его, имеет ли тот ввиду свою готовность пойти и взорвать себя с помощью пояса смертника. Это был стартовый выстрел к новому витку обострения отношений.

С другой стороны, министр внутренних дел Саид Сейям провёл секретную встречу со старейшинами самых крупных и важных семей в Газе. Источники в «ФАТАХ» и «Хамас» сообщают, что он предложил подписать петицию с призывом к прекращению ракетных обстрелов Израиля с территории Газы. «Подписывай сам» - был ответ старейшин – «ты ведь министр». Но «Хамас» опасается делать какие-либо публичные заявления, которые могли бы указать на ослабление его позиций и на отказ от вооруженной борьбы, из страха, что «ФАТАХ» использует это для пропаганды против него.

«Хамас» пытается рассеять ложные слухи о себе. Один из них - что зарплаты выплачиваются лишь тем, кто поддерживает «Хамас».

Другой слух гласит, что премьер Ханийе якобы участвовал в обильном застольи сразу же после того, как произнёс речь о «иссопе и оливковом масле» (иссоп- пряное растение – ред..) , в которой он заявил, что палестинцы могут продержаться на этих двух продуктах, но не сдаться. «Хамас» также обвиняют в грехах, типичных для времен правления «ФАТАХ».

З. согласен с Ханийе и воспитывает детей в таком духе: «Я родился в лагере беженцев, я учился при свете свечи, мы ели иссоп и масло и получали одежду от благотворительной миссии ООН. Мои дети тоже могут жить таким образом.»

С. горько смеётся: «Какое масло? Какой иссоп? Теперь и они для людей стали дорогими. Ты платишь 20 шекелей за литр масла и 7 шекелей за полкило иссопа. Люди больше не говорят о масле и иссопе. Они едят дешевый заменитель, приготовленный из травы сумах».

Оригинал статьи: http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=107&ItemID=10165

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна