Бринн Кейс- Дженнингс
Чью демократию поддерживают США в Никарагуа?

23 апреля 2006

В Никарагуа правительство США продолжает демонстрировать бицепсы, чтобы добиться поражения Даниэля Ортеги на президентских выборах в ноябре . Ортега, который был президентом во время сандинистской революции в 80-х, баллотируется четвертый раз с первого поражения в 1990 (на предыдущих выборах он не победил, потому, что США прямо угрожали Никарагуа в случае его победы –пер.). Как и в других частях света, США продолжает размахивать своей поддержкой демократии как оправданием вмешательства в дела независимых государств – что само по себе антидемократично.

В недавнем интервью никарагуанскому журналу «Confidencial», посол США Пол Тривелли заявил: «Что мы пытаемся делать, так это поддерживать демократический процесс, и сказать людям, что в этой стране, в выборном процессе есть и антидемократические силы, и демократические силы».Однако действия посла показывают весьма странное понимание «поддержки демократичесокго процесса».

Возьмите, к примеру, апрель. 5 апреля 2006 года Тривелли послал письмо нескольким политическим партиям, предлагая оплатить им предварительные выборы, чтобы те выдвинули единого кандидата, дабы повысить их шансы победить Ортегу. Когда партии отвергли это предложение, поскольку они уже выдвинули своих кандидатов, Тривелли выбрал другой метод. На встрече, получившей широчайшую огласку, Тривелли общался с руководителями Либерально-Конституционной партии ((PLC), многие из которых были лишены виз в США, близких к главе партии, бывшему президенту, поддержанному США Арнольдо Алеману, осужденному за присвоение 100 миллионов долларов государственных средств. Тривелли убеждал партию участвовать в попытке победить Ортегу, что включало отказ от их кандидата Хосе Ризо, выдвинутого в результате внутрипартийных выборов в начале этого года. Когда партия отказалась отозвать своего кандидата, Тривелли снова начал поносить PLC, заявляя: «Партия, которой руководил господин Алеман, все еще не входит в число демократических партий...» Затем он встретился с кандидатом Эдуардо Монтеалегре, бывшим членом PLC, который откололся от партии. В заявлении, которое только что не было прямым призывом голосовать за него, Тривелли заявил, что именно выбор Монтеалеге был бы проявлением демократии.

Действия Тривелли показали, что демократия – понятие растяжимое, применяемое так, как удобно для госдепа США, он ведет переговоры с PLC, если это означает возможность создания союза для поражения Ортеги, и когда не добивается своего, провозглашает PLC недемократической партией – еще один вид нажима.

Все эти действия вынуждают задать вопрос: «Откуда столько страха перед Ортегой?» В своих речах Тривелли утверждает, что президентство Ортеги с 1984 по 1990 годы показывает, что тот не знает, как править демократически, согласно статье из никарагуанской газеты La Prensa : «Ортега уже правил, и правил плохо.» Недавние заявления Кондолизы Райс и Джона Негропонте показывают, что страх основан на положении в регионе в целом. Чавес поддерживает кандидатуру Ортеги, старого друга Кастро, потому, что хочет укрепить свои связи с руководителями в регионе (поддержка Чавеса, между прочим, выражается в подписании договора с представителями местных властей-сандинистами, но который будет действовать не только в районах, где они правят, о поставке дешевой нефти, как ранее в карибские страны –пер.) .

Тривелли сам заявил, что поддержит любого, «избранного демократически, кто правит демократически, проводит разумную экономическую политику и готов сотрудничать с США в вопросах безопасности». Хотя Ортега часто в своих речах бросает вызов действиям США в Никарагуа, в последние годы он показал себя больше как политический опортунист, чем как идеолог или потенциальная угроза США (это мнение автора, которое оспаривают другие –см., например, Тони Соло в статье «Nicaraguan solidarity Making the US ambassador redundant?» http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=54&ItemID=10180 ). Он не сказал, что откажется выплачивать долги по займам МВФ, или по-другому изменит курс неолиберальных реформ, которые США определяют как «разумную экономическую политику». Но это дело никарагуанцев, а не политиков США, решать, заслуживает ли он избрания на второй срок.

За шатким определением демократии по Тревелли, тем не менее, стоит вопрос о независимости Никарагуа и вмешательстве США в ее внутреннюю политику. Почему власти США пытаются организовать предвыборные союзы в другой стране? Тривелли показывает наглость и лицемерие, действуя именно способами, подрывающими развитие демократии с целью продвинуть «единство демократических сил» (обычная тактика США во всех «цветных революциях», от Югославии до Белорусии –пер.)

С 1990 года, когда поддержанная США Виолета Чаморро победила Ортегу на выборах, США использовали против Никарагуа и ее соседей более тонкие методы, чем военная сила. Показав этим странам, кто в регионе хозяин, США нуждались только в таких, как Тривелли, чтобы напомнить, что случиться, если Никарагуа и прочие слишком далеко отклонятся от угодного США курса. Мир в Никарагуа после 1990 года – мучительный, горький мир: мир, при котором такие Тривелли чувствуют полную свободу рук, как будто они – никарагуанские политики. Возможно, нужно более мощное движение для изменения этого отношения зависимости и господства. Но в качестве дипломата Тривелли мог бы по крайней мере показать хоть видимость уважения Венской конвенции, которая утверждает, что « долг каждого, пользующегося такими привилегиями и неприкосновенностью, не вмешиваться во внутренние дела принимающего государства», и уважение к народу Никарагуа, который имеет право на участие в политике.

Автор – участник группы «Свидетели за мир в Никарагуа»(Nicaragua@witnessforpeace.org)

Оригинал опубликован на http://www.zmag.org/content/showarticle.cfm?SectionID=54&ItemID=10145

Перевод с английского Аллы Никоновой

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна