Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Юрий Дергунов
Индустрия «голодомора»
Продолжение. Начало здесь.

Миф о «голодоморе»: сделано в Третьем Рейхе

Несмотря на то, что кампания, посвященная «геноциду голодом» на Украине началась в нацистской прессе уже в 1933 г., своего апогея она достигла в 1935 – 1936 гг. с выходом книги Эвальда Амменде «Человеческая жизнь в России» на немецком и английском языках. Амменде был почетным секретарем организации под названием Межконфессиональный и международный Комитет по помощи регионам России, страдающим от голода, фактическим главой которого был австрийский кардинал Теодор Инницер.

Личность кардинала Инницера представляет отдельный интерес в качестве яркого примера коллаборационизма. Будучи архиепископом Вены, он оказывал активную поддержку австрофашистким правительствам Энгельберта Дольфуса и Курта Шушнинга, помогая им в деле промывки мозгов австрийцам. Впрочем, когда стали очевидны скорый конец австрофашизма как самостоятельного течения и неизбежность аншлюса Австрии со стороны Германии, Инницер не растерялся и быстро перешел на сторону Гитлера. После встречи с Гитлером в марте 1938 г., Инницер издал ряд политических инструкций, адресованных католическому клиру Австрии. Вот отрывок из одной из них: «Верующие и заботящиеся о своих душах должны безоговорочно сплотиться вокруг фюрера и великого немецкого государства. Историческая борьба против преступной иллюзии большевизма и за немецкую безопасность, за работу и хлеб, за силу и достоинство Рейха, за единство немецкой нации, явно несет на себе благословение божественного провидения». Спустя две недели Инницер подписал декларацию об аншлюсе, собственной рукой выведя в подписи слова «Хайль Гитлер!». Именно эти слова и станут его послевоенным прозвищем («Кардинал Хайль Гитлер») 9 .

Сам инницеровский комитет помощи голодающим был создан уже в конце 1933 г., иными словами, уже после того, как голод нанес наиболее тяжелый урон населению Украины, что вынуждены были признать даже его апологеты, вроде Джеймса Мейса. Неудивительно, что основной задачей комитета стала пропагандистская война против Советского Союза. Эвальд Амменде просто замечательно подходил для этой задачи.

У Амменде был достаточно долгий опыт жизни и работы в России и на Украине. Еще в дореволюционный период он исследовал крестьянство и торговлю зерном в поволжском регионе. После революции четко проявились и его политические пристрастия. Амменде занимал посты в контрреволюционных правительствах Латвии и Эстонии, а потом выполнял функции посредника между Германией и марионеточным режимом гетмана Скоропадского, основными задачами которого были безуспешные конвульсивные попытки остановить социалистическую революцию на Украине и обеспечение Германии зерном в обмен на немецкие штыки. В 1921 – 1922 г. он находился в России, помогая в борьбе с голодом (что, безусловно, будет иметь важные последствия для данного повествования). В 1933 г. он вновь отметился на политическом поприще, став генеральным секретарем т.н. Европейского конгресса национальностей, включавшего в себя эмигрантские националистические организации, к тому времени, приобретшие откровенно фашистские черты.

«Братья по несчастью»
«Братья по несчастью»

В 1935 г. вышло немецкое, а в 1936 г. – английское издание «Человеческой жизни в России» Амменде. Издание на английском языке было более полным, и включало в себя значительно больше фотографических «свидетельств» голода по сравнению с немецким изданием, в котором фотографии анонимного «австрийского специалиста» либо мало что могли сообщить собственно о голоде, либо были полностью аналогичны фальшивкам Томаса Уолкера, тиражируемым в то самое время херстовской печатью. Фотографии из английского издания Амменде приписал доктору Дитлоффу, якобы сделавшему их летом 1933 г. (несмотря на это, некоторые из них явно изображали зимние сцены).

Дитлофф и Амменде пытались выдать этих солдат в форме российской армии времен Первой мировой войны за жертв украинского голода 1932 – 1933 гг.
Дитлофф и Амменде пытались выдать этих солдат в форме российской армии времен Первой мировой войны за жертв украинского голода 1932 – 1933 гг.

Дитлофф был еще одним вполне искренним нацистом, которыми так полна эта история. В 1933 г. он возглавлял немецко-советскую сельскохозяйственную концессию на Северном Кавказе, созданную по соглашению советского и немецкого правительств. В отличие от многих противников НСДАП, уходивших в тот период со своих должностей в знак протеста, Дитлофф проработал там до 1934 г., когда истек срок соглашения, и вернулся в Германию.

Как и следовало ожидать, фотографии Амменде и Дитлоффа также были фальшивками, собранными из разных источников. В этом плане показательна фотография, известная как «Братья по несчастью», взятая из документального фильма сделанного еще до 1920-х гг., и потом неоднократно тиражированная в документальном кинематографе, например, фильме «Россия Питера Устинова».

На самом деле, это фотография из книги «Информация 22»
На самом деле, это фотография из книги «Информация 22»

Впрочем, большая часть фотографий относилась именно к 1920-м гг., и здесь биография Амменде дает ключ к разгадке. Как пишет Дуглас Тоттл: «Ассоциации, путешествия и деятельность Амменде свидетельствуют о том, что у него были замечательные возможности для доступа к большому числу фотографий голода и его жертв, сделанных за два десятилетия до 1930-х гг. На самом деле, большое число фотографий и кадров из документальных фильмов было сделано в России, на Украине, в Восточной Европе и Армении во время Первой мировой войны, русской революции, гражданской войны и иностранной интервенции, событий, повлиявших на голод 1921 – 1922 гг. в России. Эти фотографии, сделанные журналистами, организациями помощи, врачами, солдатами и частными лицами часто публиковались в газетах и брошюрах того периода. Такие фотографии были наиболее вероятным источником «свидетельств» геноцида голодом – их можно было легко взять из архивов, коллекций и газет, и выдать за свидетельства 1930 гг.» 10 .

В этом плане, для Амменде и Дитлоффа основным источником информации стали материалы комитета Фритьофа Нансена, занимавшегося помощью пострадавшим от голода 1922 г., в первую очередь, выпущенная этим комитетом в Женеве в 1922 г. книга «Информация 22». Амменде был, без сомнения, знаком с этой книгой, более того, он сам упоминал и о своих встречах с Нансеном.

Это «свидетельство» «голодомора» впервые было опубликовано в книге «Голод в России» 1922 г.
Это «свидетельство» «голодомора» впервые было опубликовано в книге «Голод в России» 1922 г.

По всей видимости, именно фотографии 1920-х гг., собранные Дитлоффом и Амменде, стали источником и херстовских фальшивок, и прежде всего, самой громкой из них, путешествия Томаса Уолкера. Известно, что 1934 г. они были в Англии, пытаясь добиться от английского министерства иностранных дел ужесточения позиций в отношении Советского Союза в связи с якобы происходящим там геноцидом украинцев. Томас Уолкер в это время также находился в Англии и, по-видимому, получил от них материалы для серии своих статей. Независимо от того, была ли эта встреча в действительности, сам факт сотрудничества комитета Инницера с Херстом никогда не скрывался, и на него уже обращалось внимание в предыдущей части статьи.

Что показательно, активное использование фашистских материалов не скрывали и современные апологеты «голодомора». Как писал Дж. Мейс: «Очевидно, наибольшую информацию имеет в своем распоряжении Италия, у которой было консульство в столице УССР. Эти документы с пометками знаменитым синим карандашом Бенито Муссолини, были найдены представителями Украинской католической церкви в Риме, и наша Комиссия опубликовала часть из них на английском языке в нашем «Докладе Конгрессу» 1988 г.» 11 .

Таким образом, огромную роль нацистов в фабрикации мифа о «голодоморе» можно считать установленной. То, что несмотря на сомнительный характер свидетельств геноцида украинского народа, они по сей день рассматриваются в качестве таковых деятелями англо-американского пропагандистского корпуса и украинскими националистами, свидетельствует лишь об их исторической преемственности в деле борьбы против прогресса и социального освобождения.

Продолжение следует

Примечания

9  Об Инницере см., например: Madelin H. The Vatican’s slow repentance // Le Monde Diplomatique. May 1998.

10  Tottle D. Fraud, Famine and Fascism: The Ukrainian Genocide Myth from Hitler to Harvard. – Toronto: Progress Books, 1987. – P. 31.

11  Мейс Дж. Вибіркова пам’ять // „День” і вічність Джеймса Мейса. / За ред. Л. Івшиної. – К.: Українська прес-група, 2005. – С. 60.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100