Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Владимир Зуев
Почему гибнут люди?

Полоса несчастий обрушилась на Украину. Трагическим событием, ставшим причиной беспрецедентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях, по праву считается шторм 11 ноября. Сила ветра в Керченском проливе превышала 30 метров в секунду, высота волн достигала четырех-пяти метров.

Произошла катастрофа, равной которой здесь никогда не случалось.

В этот день затонули четыре судна, шесть сели на мель, получили повреждения два танкера, одна баржа находится в дрейфе. Из разломившегося танкера в море вылилось уже около 2 тысяч тонн мазута, на затонувших сухогрузах находится около 7 тысяч тонн серы, которая активно вымывается морской водой. С береговой линии Керченского пролива удалось собрать около 3,3 тысяч тонн нефтепродуктов. Украинские МЧСовцы спасли 43 человека. В течение недели удалось найти тела трех моряков, которые были опознаны. Без вести пропавшими в понедельник числились 19 человек. Спустя неделю с большей долей вероятности можно утверждать, что вряд ли эти моряки дожили до сегодняшнего дня. Если сказать коротко, - основные виновники трагедии – человеческий фактор и полная изношенность судов.

Ровно через неделю, в воскресенье, 18 ноября, около трех часов ночи на шахте имени Засядько в Киевском районе Донецка, в выемочном участке тринадцатой восточной лавы, расположенном на глубине 1078 м, произошел взрыв метано-воздушной смеси. На момент аварии в тоннелях находилось 457 горняков, 186 из которых - в непосредственной близости от места происшествия. В понедельник вечером было известно о 72 погибших, поиски еще 28 шахтеров продолжались. На вопросы родственников о шансах на спасение остальных горняков, председатель профкома шахты Юрий Заец ответил, что надежды на спасение остальных шахтеров, находящихся под землей, «очень мало».

В Донецкой области объявлен трехдневный траур.

Шахта имени Засядько - самая прибыльная и одновременно самая опасная шахта Украины. На ее долю приходится около 5,5 процентов всего добываемого в стране угля. Но с ней же связаны и самые страшные аварии.

Аварии на этой шахте, которая приносит своим хозяевам около 250 миллионов долларов дохода в год, происходят, несмотря на принимаемые меры безопасности. Дорогостоящая программа дегазации шахты началась после аварии 1999 года. С тех пор здесь заработали двенадцать газогенерирующих установок, которые отбирают газ из забоев и отправляют его на хозяйственные нужды. Благодаря этому, шахта на 70 процентов обеспечивает себя электроэнергией и даже делится ею с соседними донецкими микрорайонами.

Но, похоже, после последней аварии речь так же пойдет о человеческом факторе. Профсоюз горняков обвинил руководство шахты в пренебрежении правилами техники безопасности. Представители шахтеров заявили, что все разговоры о соблюдении безопасности на шахте «не более чем популистские высказывания».

Украинские шахты давно считаются самыми опасными в мире из-за сложного залегания породы и крайне тяжелых горно-геологических и температурных условий, которых нет ни в одном из мировых угольных бассейнов. Кроме того, сказывается техническая отсталость: из 165 украинских шахт, переживших время массового закрытия середины - конца 1990-х годов, более трети введены в эксплуатацию чуть ли не столетие назад.

Две трети украинских шахт относятся к «сверхкатегорийным» по опасности взрыва метана, треть - по угольной пыли. Если в начале 90-х украинская статистика свидетельствовала: миллион тонн угля на-гора – один горняк на кладбище, то сейчас тот же миллион тонн «черного золота» обходится в три – четыре человеческие жизни. В 2006 году каждый шестой, погибший на производстве, работал шахтером.

В Донецкой области более тридцати сверхглубоких шахт, где постоянно нужно откачивать с огромной глубины взрывоопасную газовую смесь. Средняя глубина разработки угля уже достигла 700 метров. Специалисты уверяют, что столь сложных геологических условий нет ни в одной стране мира. Причем откачивать газовую смесь приходится круглые сутки, чтобы не допустить опасной концентрации метана. Но даже постоянное откачивание газа не дает полной уверенности в безопасности подземных работ. Всегда остается место роковым случайностям: неожиданный выброс метана, нечаянная искра.

Шахтой имени Засядько с 1979 года и до сих пор руководит почти семидесятипятилетний Ефим Звягильский. Он - бывший премьер-министр Украины. В 2004 году, за продажу авиационного керосина за границу, Генеральная прокуратура возбудила против него уголовное дело. Но Ефим Леонидович, будучи в то время народным депутатом, сумел, взяв отпуск для лечения, выехать в Израиль вместе с семьей. Через некоторое время, по каким-то до сих пор неведомым причинам, уголовное дело было прекращено и страдалец вернулся на родину из «земли обетованной». А ещё через некоторое время президент Украины Леонид Кучма, опять же непонятно из каких соображений, «сделал» своего бывшего недруга Звягильского Героем Украины.

Теперь он вновь депутат Верховной Рады от Партии регионов и один из самых богатых людей нашей страны.

Шахта имени Засядько была введена в эксплуатацию в 1958 году. Она относится к разряду опасных из-за частых внезапных выбросов угля и газа, взрывчатости угольной пыли и склонности некоторых пластов к самовозгоранию. Лаву, где в воскресенье произошел взрыв, обследовали 7 ноября текущего года, однако повышенной концентрации метана тогда обнаружено не было.

«На шахте Засядько всегда был беспредел, - рассказывает 50-летний Игорь Ткаченко, бывший мастер технической безопасности этой шахты. - Во времена СССР руководство еще хоть как-то боялось проверок, но сейчас на всех начихать. Фонари у шахтеров не работают, половина противогазов поломана. К горнякам относятся, как к убойному мясу. Я вообще удивляюсь, как она не взрывается ежедневно. В девяти взрывах из десяти виноваты сами шахтеры. Они видят, что шахта заполнена газом, и все равно лезут добывать уголь. Никакого немца или американца под дулом пистолета туда бы не удалось загнать, а наши сами прутся».

Ткаченко рассказывает, что собственными глазами не раз видел, как шахтеры сами блокируют спасательные устройства. Из-за этого не срабатывает аварийное отключение отбойных молотков, когда шахта заполнена вредным газом.

«Шахтеры — это самоубийцы-трудяги», уверен Ткаченко. «Сегодня на шахте погибнет сотня людей, а завтра на новые места придет устраиваться тысяча».

«Беда украинских шахт и потому, что заработная плата горняков зависит от количества добытого угля, а в развитых странах - от времени пребывания в шахте», - объясняет трагедию 49-летний Михаил Волынец, председатель Независимого профсоюза горняков Украины. «Украинцы применяют технологию, позволяющую больше добыть угля, а не ту, которая более безопасна».

Из-за привязки зарплаты шахтеров к объему выработки угля, а также отсутствия в отрасли почасовой оплаты труда шахтеры вынуждены прибегать к разнообразным ухищрениям, чтобы выполнять и перевыполнять план. «Есть много возможностей обмануть аппаратуру: отвести газ, опустить ниже датчик, направить воздух на улавливатель газа, - говорит Волынец. - В результате уровень загазованности повышается, система не срабатывает, и шахтеры продолжают работать, рискуя своей жизнью».

Семья погибшего шахтера получает компенсацию. Обычно она составляет пятилетний заработок горняка плюс разные пожертвования. На шахте имени Засядько шахтеры получают 3–4 тысячи гривен в месяц. Размер заработной платы зависит от глубины работы горняка, количества добытого угля и продолжительности смены. Здесь работает около 8000 горняков. Ежегодно они поднимают на-гора свыше 3 миллионов тонн угля.

За 16 лет существования независимой Украины зафиксированы следующие самые крупные аварии на шахтах страны:

Июнь 1991 — на шахте «Южно-Донбасской» в городе Угледар на Донбассе погиб 31 горняк.

Сентябрь 1994 — на шахте в Славяносербске под Луганском погибло 30 человек.

4 апреля 1998 г. в результате взрыва газа метана на шахте имени Скочинского (Донецк) погибло 63 горняка.

16 августа 1998 г. взрыв метана на шахте имени XVI съезда КПСС (ПО «Луганскуголь») унес жизни 24 угольщиков.

24 мая 1999 г. от взрыва метана на шахте имени Засядько (Донецк) погибло 50 горняков.

11 марта 2000 г. на шахте имени Баракова (Луганская область) взрыв метана стал причиной гибели 80 шахтеров.

19 августа 2001 г. на шахте имени Засядько взрыв метана унес жизни 55 горняков.

7 июля 2002 г. в результате пожара на шахте «Украина» (г. Украинск Донецкой обл.) погибло 35 шахтеров.

31 июля 2002 г. от взрыва метана на шахте имени Засядько погибло 20 угольщиков.

20 июля 2004 г. 37 горняков стали жертвами пожара и последующего взрыва метановоздушной смеси на шахте «Краснолиманская».

20 сентября 2006 г. 13 угольщиков шахты имени Засядько погибли от взрыва метана.

Если взглянуть на то, что происходит в мире, становится очевидным, что некогда опасная отрасль в настоящее время таковой уже не считается. За последний период крупнейшие мировые угольные компании добились снижения количества человеческих жертв более чем в 15 раз. Если всего 10–20 лет назад мировая статистика бесстрастно фиксировала, что каждый миллион тонн угля оплачивается одной-двумя жизнями, то сейчас в промышленно развитых странах такое количество несчастных случаев приходится на 100 миллионов тонн. И это притом, что добыча угля в мире неуклонно растет.

В США, по данным Бюро статистики труда, сегодня в первую десятку самых опасных профессий входят следующие: лесорубы, пилоты гражданской авиации, моряки рыболовного флота, строители, мусорщики, фермеры, кровельщики и даже таксисты, а вот профессия шахтера в этой десятке отсутствует. В Великобритании шахтеры в печальную десятку тоже не попали.

В прошлом году в Украине погибло около 170 горняков. С начала этого года в Украине погибли более 80 горняков.

На ликвидацию последствий аварии на шахте имени Засядько Кабинет министров выделил из резервного фонда 7,5 миллионов гривен. Каждая семья, член которой погиб 18 ноября, получит минимум 100 тысяч гривен материальной помощи, кроме того, «после ликвидации аварии комиссия намерена решить социальные вопросы семей погибших».

По факту аварии возбуждено уголовное дело, изъята вся техническая документация. Но уже сейчас предварительно можно сказать, что всему виной пресловутый человеческий фактор и изношенность оборудования.

Шахтер — это не профессия, а судьба, горькая, между прочим. Один московский журналист, побывавший в Кузбассе, рассказал о своих впечатлениях. Думаю, что труд украинского шахтера – не сильно отличается от работы россиянина.

«В шахту журналистов пустили часа на два. Только присели посмотреть на горный комбайн - и сразу же рядом с нами обрушился отшелушившийся от стены пласт угля килограммов на 400. Директор шахты, сопровождавший столичных гостей, беззаботно махнул рукой: «Не боись, обычный клеваж», но обломки угля хозяйственно перекидал из-под ног на конвейер. Инстинкт самосохранения у шахтера полностью так и не вырабатывается. Им все равно, что в 25 рот полон «рандоли», что в 35 — силикоз легких, а к пенсии — туберкулез. Они могут присесть покурить под 5-метровым колесом карьерного «БелАЗа», хотя знают: слепая зона вокруг этой машины — 10 метров. Они закуривают в шахте, даже не взглянув на газовый анализатор, хотя любой шахтерский пацан знает, как взрывается метан. Работать в некрепленом штреке — плевое дело. Все они смирились с простой истиной: шахтеры — смертники! Это презрение к собственной жизни и есть воплощение марксистской формулировки к сегодняшней действительности: «...нечего терять, кроме цепей». Кузбасские шахты с вертикально падающими пластами угля, механизировать или невозможно, или нерентабельно. Доля ручного труда здесь под 90%. Такие шахты, кроме России и Украины, эксплуатируются только в Китае, но там на них работают китайские зеки…»

Сегодня в нашей стране угольные шахты, наше основное богатство, – «доведены до ручки». Но, в связи с очередным повышением цены на природный газ следует ожидать повышения интереса руководства страны к донецкому углю как к единственному собственному альтернативному источнику энергии.

Украина во время провозглашения своего суверенитета имела более 250 угольных шахт. Добыча угля в стране составляла 150 млн. тонн. В стране работали не менее десятка коксохимических заводов, где, как утверждают специалисты, можно было бы в течение двух-трех лет наладить производство около 25 миллионов тонн моторного топлива, что навсегда бы избавило Украину от топливных кризисов. Кроме того, стоит напомнить о том, что Донбасс имеет колоссальные запасы метана (около 13 триллионов кубических метров), которые практически не используются.

Ничего не изменилось в энергетической политике Украины - угольную отрасль продолжают разрушать (сегодня больше половины шахт закрыты, еще несколько десятков ожидают своего закрытия). То есть стратегический гарант нашей энергетической независимости – уголь, остался незадействованным в программе украинского экономического суверенитета. Нынче говорят, что не было необходимых средств, инвесторов, специалистов. Не было и нет главного - политической воли руководства страны строить экономически независимую, мощную державу. И уже поговаривают, что для того чтобы избежать аварий с человеческими жертвами – нам лучше бы закупать уголь в Польше.

Но сегодня, на пороге энергетической катастрофы, отсутствия денежных запасов и в ожидании «очередных внеочередных» парламентских или президентских выборов, власти, скорее всего, начнут в очередной раз «убалтывать» шахтеров поддержать государство, обещая зарплаты, новые рабочие места и модернизацию шахт.

Но можно ли им верить?

20 ноября 2007 года.


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100