Валерий Косарев
Большой секрет Молдовы:
Куда идем мы с бодуна?

На этой неделе правительство ждал сюрприз. Сначала президент подверг критике Кабмин за "пролонгацию" возобновления винных поставок в Россию. А как же? Ведь Владимир Николаевич обещал москвичам шампанское уже к Новому году, а воз и ныне в бессарабских степях... И вслед за этим Воронин отправил в отставку министра транспорта и связи Мирона Гагауза (чего, кстати, и требовала парламентская оппозиция, ввиду незнания им государственного языка), а на его место назначил... Василия Урсу, владеющего румынским по-бессарабски свободно.

Что ж, до следующих парламентских выборов нас ждут еще и не такие кадровые "револты". Надо думать, изрядно уставший лидер ПКРМ осознал, что после его ухода из власти ни один преемник не даст ему пожизненных гарантий неприкосновенности. Поэтому необходимо провести в парламент 20-25 лично преданных ему депутатов, которые не сдадут его ни при какой погоде. А сейчас надо устранять с политической арены любую мало-мальски авторитетную личность, способную объединить в парламенте большинство. С этой нуждой был связан явно скандальный инцидент. На прошедшем своем IV съезде молдавские комсомольцы приняли декларацию, в которой спикер Мариан Лупу был натурально записан в политические провокаторы и пропагандисты антигосударственных идей.

В тяжких думах о ближайшем будущем порой представлялась кошмарная картина: как Мариан Лупу и его ближайшие сподвижники без стука входят в кабинет президента и говорят: "Все, Владимир Николаевич, караул устал". Или грозно вопрошают: "Которые тут временные?.. Кончилось ваше время". А теперь может оказаться так, что подобные слова услышит от воронинских еврохунвэйбинов глава парламента и, соответственно, парламентской Республики Молдова, молодой политик западной ориентации, открыто высказавшийся за вступление страны в НАТО.

Поздравляем, соврамши

Во избежание кривотолков – две цитаты. 19 октября 2006 г., выступая на международном семинаре "Республика Молдова и евроатлантические структуры: объединение усилий", председатель молдавского парламента Мариан Лупу заявил, что "Республика Молдова твердо намерена стать составляющей частью пространства НАТО". Конечно, "пространство" – еще не членство. Но далее он выразился предельно точно: цель семинара – в поэтапном сближении республики с НАТО "с перспективой присоединения к этой евроатлантической структуре". Тут уж, как говорится, не вырубишь топором.

Вторая цитата – из декларации IV съезда Коммунистического союза Молодежи Молдовы, прошедшего 20 января в Кишиневе: "...Государственная служба несовместима с идеями вступления Республики Молдова в НАТО или в ОДКБ. Любые декларации государственных служащих о необходимости нарушить нейтралитет нужно расценивать как пропаганду антигосударственных идей, провоцирование политического кризиса и саботаж построения социального демократического государства". Итак, Мариан Лупу, по данным определениям, – провокатор и саботажник. Или – частное лицо, случайно попавшее на государственную службу, и только в таком случае сей приговор – не про него. Но тогда – в отставку, и говори что хочешь!

Короче, опять как у Булгакова в "Мастере и Маргарите": "Поздравляем, соврамши". Молодежным ли вожакам воронинского наклона не знать, что "социальное демократическое государство" в контексте горячо одобряемой ими евроинтеграции – это непременно и прежде всего вступление в НАТО?!

В "пространстве" крокодила

Комсомольцы или те, кто им сочинял декларацию, вполне в курсе, что де факто Молдова уже не просто в "пространстве ", а в составе НАТО. Куда уж дальше: в Министерстве обороны РМ рулят американские генералы, учения НАТО на молдавской земле стали регулярными и почти непрерывными, как мыльные сериалы на ТВ, а захудалая площадка для самолетов в Маркулештах превращена в аэродром подскока по стандартам альянса. Единственная проблема осталась: как бы так сформулировать и солгать публике, чтобы все это оставалось... ну, типа при полном соблюдении святого принципа молдавского нейтралитета.

И какой смысл открещиваться от крокодила, который уже поместил тебя в свое "пространство" так, что ты с ушами в его пасти, а ногами – вовсе в желудке? США и НАТО раз за разом выделяют Молдове суммы на "модернизацию", "реструктуризацию" и прочие военные нововведения, опять же по правилам и стандартам НАТО. Кто же, если ты берешь у него деньги, не заставит тебя себе служить? И не ясно ли, что суровый приговор "государственным служащим" в комсомольской декларации направлен не против НАТО, а против оборонной организации СНГ?

После плохого бывает хуже

Тем временем статистика приносит в основном плохие новости. Сообщается: за прошлый год объем промышленного производства в Молдове впервые за последние шесть лет снизился. Предприятия страны произвели в 2006 г. товаров на 22 млрд 243 млн леев, что на 6,9% меньше, чем за предыдущий год. Снижение объясняется спадом в виноделии и в смежных отраслях из-за прекращения экспорта вин в Россию. Иными словами, это целиком следствие оригинально кривой линии Воронина во внешней политике и отношениях с Приднестровьем.

Экономические дела в целом у нас настолько плохи, что ждать приходится только худшего. Это парадоксально, но объяснимо: молдавское общество дошло до того состояния, когда что-либо созидательное, какое-то поступательное движение невозможно. Всеобщее разочарование, связанное с псевдокоммунистическим правлением, убивающим любую социальную энергию и гражданскую активность, не ведет ко всеобщему возмущению. Точнее говоря, "наш разум возмущенный" почему-то не кипит, его клинит на апатии и "пофигизме"; жизнь такова, что рождает желание не добиваться чего-то "здесь и сейчас", а либо "свалить куда подальше", либо плыть по течению, в мутном потоке ничтожных и жалких событий, ожидая, куда воронинская кривая вынесет. Лишь сверлит мозги - как у проснувшегося с бодуна пьяницы, мучительно вспоминающего, что он вчера натворил, – бессмысленный вопрос: куда мы идем? Но на него не ответит даже сам Воронин. Большой-большой секрет...

Недоверие к власти, неверие в нее и ни во что вообще достигли такого градуса, что чем бы ни занимались властвующие воронинцы, за что бы ни брались, вокруг все со страхом ждут именно скверных результатов, и никаких иных. С тем стойким страхом, с которым ждут в фирмах налоговую инспекцию, а в квартирах – коммунальных контролеров.

Страх неопределенности

Этот страх – от неверия в будущее и неопределенности настоящего. Неопределенности в худшем смысле. Например, в правительстве намечены "меры по легализации зарплат". Ныне, по разным оценкам, от 40 до 70% денег за труд выплачивается вне ведомости и, значит, без уплаты налога. Не правда ли, хорошо бы покончить с двойной бухгалтерией, которая мало того что наносит колоссальный ущерб экономике, так еще и не дает верно оценить социально-экономическую ситуацию и спланировать соответствующий курс развития? Но в таком случае весь частный сектор вылетит в трубу, он ведь держится именно за счет утаивания прибыли от "народных контролеров" с партбилетами ПКРМ! Потому что те не устают выдумывать и внедрять все новые и новые поборы, обдирая мелких и средних бизнесменов, как медведь липку.

Когда же молдавские предприниматели при обсуждении пресловутых мер напомнили об этой обдираловке, знаете, что ответил им премьер? Что резкое изменение налогового законодательства невозможно, так как у Молдовы есть обязательства перед международными организациями. Как вы думаете, какие из них он имел в виду? Конечно, МВФ и ВТО.

При затянутой петле

А зачем же было лезть в петлю? Не так давно, в 2000-2001 гг., отечественные предприниматели заявляли, что стране не нужны ни зарубежные займы, ни внешние инвестиции – дайте молдавскому бизнесу возможность работать, и сами жители страны станут главными инвесторами. Если оживить производство, повысится и потребление. Люди будут покупать больше и нести деньги в банки, как это было в СССР. Но чтобы такую вполне работоспособную схему реализовать, не надо было вступать в ВТО и выпрашивать "морковку" у МВФ. Увы, теперь вместо деловых предложений мы слышим от отечественного бизнеса жалобный скулеж. А структура так называемого реального сектора пришла к предельно уродливой конфигурации: виноделие оказалось последней эффективно работавшей отраслью, теперь осталось строительство домов для элиты и обслуживание толстосумов "гламурными" услугами в увеселительных заведениях. Плюс чистый криминал.

Пиво без водки – деньги на ветер

Есть две вечные проблемы: дураки и дороги. С первой все ясно: в феврале 2001-го молдавский электорат оставил сам себя в дураках, а в 2005-м повторил сей подвиг. Я о дорогах. По утверждению еженедельника "Analytique", молдавские дороги строятся со скоростью три километра в год. При том что протяженность основных автомагистралей мизерная – менее 4 тыс. км, чуть не 90% их пребывает в ненадлежащем состоянии. То же и с местными путями, включая городские улицы. Темпы ремонта и реконструкции дорог в стране, покусившейся на европейский статус, таковы, что в ближайшей перспективе никуда не годными станут все 100% дорог. Почему так - неясно, но можно понять, что живем мы не по средствам. Забыли мудрое правило предков: "По одежке протягивай ножки". Вот, спрашивается, на какие шиши строить в Кишиневе воздушные автомагистрали, как в Париже или Токио? А ведь скоро все улицы, включая предместья, превратятся в сплошной автопоток, и пешеходам передвигаться негде будет.

Но интересно, что на автодорожные дела нам хотели предоставить кредиты и гранты, и не раз, однако проблема дорог, усугубленная проблемой дураков, неразрешима из-за проблемы мошенников. В Европе давно заметили, что любые средства, выделяемые Молдове, – это то же самое, что пиво без водки, то есть деньги на ветер. Об этом, правда, "Analytique" не написал, зато мог бы много рассказать бывший министр транспорта и связи Василий Згарадан. Да где же его теперь найти?

Воронинский маятник

Из практики государственных деятелей история вывела такую закономерность: завалив дела внутри страны, ее руководитель разводит бурную деятельность на международном фоне, как будто стремясь придать развалу глобальный характер. Воронин, служа отечеству уже второй президентский срок, устал и от внутренней политики, и от внешней, что ясно читается на его лице, как только он об этих материях заговаривает. О внутриполитическом положении, обретенном страной через старания "красных реформаторов", уже сказано. А свою внешнеполитическую стратегию Владимир Николаевич разрабатывал, похоже, глядя на раскачивающийся маятник. И только в приднестровской линии его прочно заклинило с самого начала. Но вот, например, с Румынией он уже, что называется, шел вразнос, после чего принимался деятельно восстанавливать "приоритетные отношения", а потом снова ругался и мирился... Не говоря уж о России – тут диапазон зело обширен: то он говорит, что нам (ему) в СНГ делать нечего и остается идти в ЕС, то радует публику тем, что "похоронить СНГ не удалось" (опять же ему и ему подобным). Между такими крайностями истина неуловима. После минского саммита наш президент заговорил о значении нерушимой дружбы с Россией. Его бы устами да мед пить, но вот беда – мед безнадежно испорчен дегтем антироссийской политики.

Танцуют все!

Оглядываясь вокруг и читая прессу, убеждаешься, что в Молдове недовольны все, включая Владимира Воронина. Особенно не по вкусу происходящее тем, кто считает себя подлинными коммунистами, и тем, кто пропитался антикоммунистическими штампами. Но вот парадокс: и тех, и других, за малыми исключениями, воронинцы выстроили в евроколонны. Того и гляди, по бокам появятся автоматчики и таким демократическим способом погонят страну в Европу. Брать ее штурмом. Как в свое время ливийцы пытались объединиться с Египетской Арабской Республикой без ее согласия.

Правых бесит то, что Воронин вырвал у них из рук европейское знамя и размахивает оным, – им это хуже красной тряпки для быка на корриде. Поэтому они особо педалируют тему "коммунизма" применительно к тем, кто похож на коммунистов, как автор этих строк - на балерину. В то же время, призывая вместе с бонзами ПКРМ к евроинтеграции, они все увлеченно танцуют под воронинскую дудку.

Правым очень хотелось бы устранить "коммунистов" и занять их место, и ради этого они сейчас даже отрицают свой органический унионизм, призывают к умеренности и – о, ужас! – к объединению "правоцентристов" с "левоцентристами". За это, к примеру, ратует депутат парламента Виталия Павличенко, последнее время отличающаяся феноменальной политической активностью. В недавнем интервью тому же еженедельнику "Analityque" она, безбожно путая либеральные течения с "умеренно-правыми" и даже с "левоцентристами", прогнозирует: "Люди... разочарованы политическим классом и ждут появления на правом фланге новых сил". Почему именно на правом? Бог весть! Думаю, такой электоральный резерв, на который рассчитывает политдама, уже покинул пределы Молдовы или штурмует румынское консульство. Молдова ждет новых политиков, но едва ли либералов и, безусловно, вовсе не демократов.

Говорят, нехорошо заглядывать в чужой карман и считать не свои деньги. А хорошо ли печатно заявлять о том, что как депутат ты получаешь 5,3 тыс. леев в месяц – и рассчитывать на массовую поддержку электората? А если избиратели, получающие зарплаты едва в 1,5 тыс. леев и пенсии в 400-500 леев, еще узнают, что, помимо депутатского оклада, у "слуг народных" есть и другие финансовые роднички даже в том же парламенте?

Страна вагабондов

По данным Мирового банка, Молдова вошла в число немногих государств с наивысшим уровнем эмиграции. И теперь у нас, так сказать, страна вагабондов. Данные о числе уехавших колеблются от 0,5 млн до миллиона и выше. Уже в 2004-м население Молдовы сократилось против 1989 г. на 500 тыс. человек, и с тех пор бегство из страны неуклонно нарастает. Очередной крутой вал наблюдается сейчас – люди спешат обзавестись румынскими паспортами, принимая их за пропуск на Запад. Казалось бы, теперь самый момент провести общенациональный референдум и получить точные данные о геополитических предпочтениях населения – кто хочет быть с Европой, а кто – наоборот... Но даже в этих условиях и воронинцы, и прозападная оппозиция подозревают, что подлинные симпатии большинства жителей края – отнюдь не к Западу. И те и другие боятся референдума, как огня. 

А CCCP будет восстановлен...

Чрезвычайно любопытен очередной прогноз, предрекающий восстановление СССР. Он ценен тем, что сделан не в Москве и не в штаб-квартире КПРФ, его авторы – эксперты Всемирного экономического форума.

«Нестабильность на Ближнем Востоке, непрекращающаяся война с международным терроризмом, общая шаткость мировой экономики – всё это может спровоцировать взлет стоимости энергоресурсов, – утверждается в докладе. – Если целями экстремистов станут танкеры в Малаккском проливе, через который за год проходят 50 тыс. судов, транспортирующих половину потребляемых в мире углеводородов, международный рынок топлива ощутит резкий дефицит и цена барреля нефти достигнет заоблачных высот».

"Общая шаткость мировой экономики" – это ведь о мировом капитализме, в который мы так глупо вляпались и куда силком и навсегда тянут нас демократы и примкнувшие к ним  воронинцы. На фоне этой шаткости и нестабильности судьба России совсем другая, а с ней – исторических союзников, собратьев по Великой стране, которой и предрекается второе рождение. Эксперты, учитывая исторические и культурные связи между странами постсоветского пространства, оценивают возможность восстановления СССР как реальную. Прежде всего, к России захотят примкнуть те страны, которые в момент нефтяного кризиса испытают наибольший топливный голод. Ради обеспечения населения теплом и светом они будут готовы пожертвовать частью суверенитета. К таковым авторы доклада относят Узбекистан, Армению и Грузию. Велики шансы альянса с Украиной, а резкое ускорение создания Союза России и Белоруссии выглядит практически стопроцентным фактом. Казахстан, Туркмения и Азербайджан «будут готовы вступить в новый союз ради укрепления позиций на топливном рынке и в интересах эффективного использования налаженных Россией каналов их поставок».

Эксперты относят возможность восстановления СССР к одному из 15 «глобальных рисков». Еще бы не риск для Запада! Но нам важнее осознать риск для Молдовы, которая в докладе даже не упомянута. И что бы это значило?

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна