Георгий Сима
Розовые очки «еврокоммуниста»

Провластные СМИ Молдовы с большой помпой, как о выдающемся событии, сообщили, что "на состоявшемся 13-14 января 2007 года в Берлине заседании Бюро Партии европейских левых (ПЕЛ) было принято решение о принятии ПКРМ в качестве полноправного члена этой международной организации". Таким образом, Партия коммунистов Республики Молдова оказалась единственной партией на постсоветском пространстве, вступившей в политическую структуру "левой ориентации", действующую в Европейском союзе. Иными словами, ПКРМ окончательно порвала с марксизмом-ленинизмом и скатилась на позиции "еврокоммунизма".

Восторгам председателя ПКРМ Владимира Воронина и его идеологического агитпропа по этому поводу нет предела. Но стоит ли радоваться вместе с ними тем честным членам ПКРМ, которые все еще верят, что она является "правопреемницей КПМ-КПСС", стоит на позициях марксизма-ленинизма и борется за возрождение социализма и народовластия в Молдове? Стоит ли ликовать по этому поводу вместе с Ворониным и его "еврокоммунистами" излишне доверчивым гражданам Молдовы, которые поддержали ПКРМ в феврале 2001 года и в марте 2005 года, терпеливо и смиренно ожидая реализации ее социальных программ?

Правда о правом повороте «левых сил» на Западе

Как прозорливо говорил выдающийся британский политик и государственный деятель Уинстон Черчилль, давая характеристику вождям так называемого "еврокоммунизма", зарождавшегося в конце пятидесятых - начале 60-х годов прошлого века в Западной Европе, - это "очень мягкие красные, пребывающие в мире политических грез и ожидании социальных чудес". "Розовые очки" заменяют им действительность. Свидание с реальностью они переносят тяжело, почти как катастрофу. Они куда больше обещают, чем могут сделать. Их обещания - это зачастую пустые и несбыточные иллюзии", - считал он.

Впрочем, иллюзии - иллюзиями, ими господа-"товарищи" еврокоммунисты потчевали, в основном, поверивших им трудящихся, так сказать, в порядке их социального и политического успокоения, а вот на практике именно евpокоммунизм пpивел к фактической ликвидации западных компаpтий марксистского типа.

Конечно, на Западе для этого повоpота были и сугубо "шкурные" основания: фактический отказ от социализма спонсирующие еврокоммунистов представители монополистического капитала просто купили у трудящихся за огpомные деньги, пеpекачанные ими из стран "тpетьего миpа". Безусловно, это была большая политическая победа западной буржуазии, поскольку перешедшие на её сторону "левые" у власти, пользуясь инерцией доверия к ним трудящихся, смогли быстро демонтировать реальные социальные завоевания и культуру социальной справедливости в гораздо большей степени и намного легче, чем это сделали бы чисто правые.

ПКРМ – партия молдавских «еврокоммунистов»

Скороспелая, но жадная и хищная молдавская национальная буржуазия, дорвавшись до власти в 1991 году и очень быстро разворовав и поделив между собой бывшую общенародную собственность, уже в начале 1993 года тоже вынужденно поняла, что правые идеи и правые политические силы, на которые она опирается, категорически не приемлет большая часть ограбленного ею народа, ностальгирующего по социализму и советской власти, а потому положение её весьма шатко и надо что-то срочно предпринимать, чтобы предотвратить неизбежный социальный, а затем и политический взрыв и, как следствие, вполне вероятную реставрацию социализма и народовластия в Молдове.

Для уничтожения поднимавшего голову левого движения в стране, на волне которого к началу 1993 года уже начала формироваться новая коммунистическая партия ленинского типа, опирающаяся на поддержку народа, по-прежнему верящего в социалистическую идею, молдавская буржуазия устроила "политический маскарад": прибегла к услугам своих собственных "еврокоммунистов", расчетливо наряженных, однако, под "обновленных большевиков-ленинцев", во главе со старым партийным номенклатурщиком, бывалым милицейским генералом Владимиром Ворониным.

Подсадная политическая утка в виде "обновленной" Партии коммунистов, щедро, но негласно, финансово подпитанная и административно поддержанная своими буржуазными "спонсорами", быстро затоптала, заклевала, дезорганизовала и затравила всех своих соперников на левом фланге, став абсолютным монополистом на левую идею в Молдове. Цветастая "социалистическая" фразеология Воронина вкупе с дорогими многим гражданам старшего поколения, ностальгирующим по советскому времени, коммунистическими символами на красном знамени созданной им партии, сделали своё дело - в феврале 2001 года ПКРМ, пришла к власти и вот уже шесть лет единолично "рулит" страной.

Но ни партия, ни ее лидер не сдержали свои обещания, а неразвитая псевдодемократическая система Молдовы позволила им с легкостью забыть о них. Вместо обещанного восстановления социализма и народовластия в Молдове все эти годы происходил ускоренный и тотальный демонтаж последних реальных социальных завоеваний народа и культуры социальной справедливости, параллельно с которым шел процесс укрепления позиций компрадорской национальной буржуазии и цепкого охвата ею своим влиянием всех сфер жизни в стране.

Апофеозом разрушительной деятельности на левом фланге, которую все эти годы проводили Воронин и его соратники по ПКРМ, стал пресловутый "национальный консенсус", который установился в апреле 2005 года, когда союзниками формально "левой" Партии коммунистов стали откровенно правые ХДНП, ДПМ, СЛП, лидеры которых вполне обоснованно решили, что к тому моменту в Молдове уже окончательно стерлись последние различия между левыми и правыми, между "еврокоммунистами" Воронина и "фронтистами" Рошки.

 Сам председатель "обновленной" Партии коммунистов и по совместительству президент страны Владимир Воронин сегодня тоже больше не скрывает, что является убежденным "еврокоммунистом" западного толка.

«Мягкий красный» Воронин и его ПКРМ накануне краха

Правда, до февраля 2001 года Воронин убеждал молдавских избирателей в том, что он "истинный марксист", "коммунист-ленинец", то есть самый настоящий "твердый красный". Однако, по мере того как руководимая им ПКРМ всё дальше отходит от продекларированных в своей программе коммунистических идей и принципов, с Ворониным происходит странная и всё более заметная эволюция. В результате этой эволюции он постепенно превратился в самого что ни на есть "мягкого красного", взирающего на окружающую действительность через "розовые очки", чтобы не видеть ужасных реалий жизни, которую, вопреки своим обещаниям, он и его партия власти так и не сделали достойной для сотен тысяч поверивших им людей. Не сделали только потому, что их истинные цели изначально были совершенно иными.

Но всё говорит о том, что сегодня дела совсем плохи. У "обновленной" партии "еврокоммунистов" - ПКРМ - сегодня очень большие проблемы. Она так и не смогла предъявить поддержавшему её в феврале 2001 года молдавскому народу обещанный волшебный "золотой ключик", открывающий заветные двери, за которыми благополучная жизнь, в надежде на которую ей и были вручены бразды правления.

Политический ресурс этой партии всё более заметно сокращается, и вероятность её длительного сохранения у власти в условиях подлинно свободного и демократического волеизъявления народа вызывает очень большие сомнения.

Известная часть верхушки этой терпящей банкротство "партии власти" уже осознает надвигающуюся опасность и поэтому поспешно создает для себя за границей "запасные аэродромы" в виде банковских вкладов, недвижимости, мест в правлении известных фирм. Но немалое число членов этой партии по-прежнему не видит своего будущего не у власти.

Что производит «фабрика грез»?

Воронинская ПКРМ, вся идеология которой изначально была построена на лжи и обмане народа, просто не может не искажать действительность. Она всё подсчитывает "по-своему", причём делает это порой так искусно, что некоторые начинают верить: всё, о чём она говорит, существует на самом деле. Правда, верят они в это только до тех пор, пока лоб в лоб не столкнутся с неприглядной окружающей действительностью.

 На IV съезде Коммунистического союза молодежи Молдовы (КСММ) президент Молдовы, председатель правящей Партии коммунистов Владимир Воронин призвал молодежь "не покидать Родину, а бороться за развитие страны и продвижение идеалов", которые они хотят воплотить "в европейской и демократической Молдове". По его словам, "молдавские комсомольцы - в авангарде молодежи республики, стали инициаторами многих полезных дел", а сама КСММ - "новая организация, в ней состоят молодые оптимисты, способные бороться за свои идеалы. Эта организация в значительной степени влияет на происходящие в обществе события".

Правда, где и как КСММ реально "влияет" на эти события, лидер ПКРМ уточнить затруднился. Впрочем, это и не удивительно, так как на эти события абсолютно никак не влияет даже сама "правящая ПКРМ", давно отстраненная Ворониным от участия в делах государства. Зато и новоявленные "еврокоммунисты", и их молодые помощники - "еврокомсомольцы", утратив последние иллюзии, а с ними и "оптимизм", штурмуют сегодня посольство Румынии, стремясь любой ценой выехать из страны, в которой у них нет никакого будущего. И на этом их решении уже никак не сказываются сообщения о том, что "делегаты съезда вместе с президентом Владимиром Ворониным и депутатами парламента Молдовы от Партии коммунистов возложили цветы к памятнику Владимиру Ленину". Желающих аплодировать этим политическим спектаклям в Молдове становится всё меньше.

Но «Фабрика грёз» а-ля Воронин продолжает работать на полную мощность. Вполне отдавая себе отчёт в том, что Молдова сегодня оказалась в тисках жесточайшего политического, экономического и социального кризиса, не видя выхода из этой тупиковой ситуации, президент Воронин и другие представители правящей партии с помощью массированного использования подконтрольных им печатных и электронных СМИ создали в информационном пространстве, где они безраздельно доминируют, своеобразную "виртуальную реальность", в рамках которой одновременное решение всех проблем, так и остающихся нерешенными, представляется как уже свершившийся факт.

Мастерски сконструированная по принципу "розовых очков" информационная иллюзия призвана создавать у молдавских граждан ощущение, что тревожащие их многочисленные проблемы вовсе не являются неразрешимыми. Основанное на эксплуатации неизжитой еще в молдавском политическом сознании веры в чудо, подобное гипнотическое воздействие на электорат заставляет людей на время забыть о трудностях и тяготах повседневной жизни.

Программы ПКРМ – это лишь плод воображения

Размышляя над действиями Воронина и его команды, приходишь к выводу, что это именно та серьёзная ошибка, которая, как говорил Талейран, в критических обстоятельствах бывает хуже преступления. Судя по всему, Воронин и его соратники всё то, что сами понимают очень плохо, стараются сегодня объяснить народу с помощью слов, которых вообще не понимают.

 За шесть лет своего президентства Владимир Воронин успел проявить себя в самых разных политических ролях - "коммуниста-ленинца", "демократа-реформатора", "отца нации", "друга Приднестровье" и его же "заклятого врага", осторожного "почти центриста", жёсткого государственника, "сердечного друга" России и её же злостного клеветника, преданного сторонника и исполнителя воли Вашингтона, и, наконец, активного "евроинтегратора". При всём этом он оставался всё тем же, кем, собственно говоря, и является на самом деле - человеком, неосмотрительно взявшимся не за своё дело, политиком, не имеющим никаких твердых убеждений, главой государства, абсолютно не знающим, куда вести страну и народ.

Некоторые оппозиционные политические деятели Молдовы делают периодические попытки спустить разыгрывающуюся на молдавской политической сцене "трагедию власти" на землю, раскрыть глаза народу на истинные причины происходящего, мобилизовать его на борьбу за действительные перемены, но воронинская команда крайне жестко этому препятствует, не останавливаясь перед политическими репрессиями.

Однако разработчики этих технологий, запуская своё детище в практику, в любом случае, должны были бы задуматься о том, что произойдёт после того, когда прекрасные миражи (как это и положено всем миражам вообще) всё-таки однажды растают и улетучатся, и сотни тысяч людей, сняв намозолившие глаза "розовые очки", вновь увидят и почувствуют окружающий их социальный дискомфорт? Что вообще может произойти, если волна ожиданий, порожденная носителями "розовых очков" во власти, столкнется с сознанием иллюзорности всех этих надежд и ожиданий?

Используя в борьбе за власть вполне естественное стремление молдавского народа к более высокому уровню жизни, Воронин и его соратники по Партии коммунистов нещадно эксплуатируют сегодня несбыточную мечту населения о скором обретении благополучия на "западном направлении". Думают ли они, что случится после очередного неизбежного разочарования народа?

Обнищание большей части молдавских граждан, заигрывание с США, НАТО и ЕС, разрушение дружеских связей с Россией, обвальное падение отечественного производства, науки, образования, другие просчёты в реализации "курса реформ" - вот чем, в реальности, могут "похвастать" сегодня "еврокоммунист" Воронин и его ПКРМ. Именно под руководством ПКРМ Молдова всё больше отстаёт от происходящей вокруг неё технологической революции - индустриальной и информационной. Чем дороже становится жизнь в Молдове, тем дешевле становится человек.

Платформа ПКРМ на парламентских выборах 2005 года, поддержанная многими гражданами страны, гласила: "Молдову ждут очередные преобразования в следующие четыре года. На этот период Партия коммунистов выдвигает четыре стратегических приоритета: новое качество жизни, экономическая модернизация, европейская интеграция, консолидация общества". Воронин торжественно обещал тогда: "Это наша общая, уважаемые сограждане, программа, которую мы выполним вместе. Это данное нами слово всем избирателям, которое мы вновь подтвердим делом".

Давая определение "новому качеству жизни", воронинский агитпроп утверждал, что это: "300 тысяч новых рабочих мест и увеличение в три раза среднемесячной зарплаты, которая должна достичь эквивалента не менее 300 долларов; увеличение в три раза зарплаты в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры, ученые, служащие, работники правоохранительных органов); увеличение в три раза размера пенсий; удвоение количества бюджетных стипендий в вузах страны; повышение в три раза размера стипендий; расширение в два раза гарантированного пакета медицинских услуг гражданам страны и повышение их качества на основе технического переоснащения всех республиканских и районных структур; реализация национальной программы "Satul Moldovenesc" - высокооплачиваемая работа селу, газ - в каждый дом (жилье сельского учителя и врача подключить к газу бесплатно), телефон - каждому желающему, Интернет - в каждую школу".

Всё это в очередной раз оказалось лишь "фактами воображения". Вместо увеличения зарплат и пенсий народ Молдовы получил неудержный рост цен и повышение тарифов. Вместо новых рабочих мест - стремительный рост безработицы. Вместо экономической модернизации - продолжающуюся разруху, банкротство всё новых и новых заводов и фабрик, а с ним - падение роста ВВП, огромный бюджетный дефицит. Вместо европейской интеграции - заявление министра иностранных дел Андрея Стратана о том, что "Молдова пока даже не осмеливается просить о приеме в ЕС", так как бесконечно далека от его экономических, политических, правовых и социальных стандартов, а также извещение из Брюсселя, что двери Евросоюза после 1-го января 2007 года закрылись надолго, если не навсегда. Вместо консолидации общества - углубляющийся раскол по линии "бедные - богатые", массовое бегство граждан из страны в поисках работы и средств к существованию.

В связи с усилением критики в свой адрес вследствие такого явного расхождения между "розовыми мифами правящей ПКРМ" и жестокой реальной действительностью, председатель "партии еврокоммунистов" Владимир Воронин в интервью интернет-газете "PRESS-обозрение" обиженно заявил, что соотносит всё это "с издержками той деятельности", которую проводит. Казалось бы, всё верно. Так оно и есть. Именно его провальная деятельность и является причиной того, что сограждане высказываются в его адрес всё более "круто". Ан, нет! Воронин, напротив, утверждает, что "подобная реакция говорит: то, что я делаю, - правильно!"

После этого как-то трудно поверить в искренность слов Воронина о том, что "когда возникает чувство вины перед кем-либо, надо покаяться, может быть, даже мысленно, потому что публичные порки ожидаемы и вызывают обратную реакцию, а не ту, которую человек понесёт, если мысленно произнесёт: "Да, Господи, я был неправ, и больше такое не повторю". Зато приходит убежденность в том, что он лично никогда и ни в чем не покается, что он хочет иметь репутацию благородного человека, но старается купить её подешевле, что он относится к той категории людей, которые никогда не простят ближнему, что не дали ему ничего.

 Автор: лидер Союза труда «Patria-Родина»

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна