Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Дмитрий Якушев
Между Авеном и Прилепиным, или чем Россия ответит на злобный рык с Рублевки?

Признаюсь, что не читал роман Захара Прилепина «Санькя». Я вообще, очень не люблю современную российскую литературу. Начнешь что-нибудь читать и уже через несколько страниц плюешься, бросаешь книгу и спешишь взять с полки Гоголя или Диккенса. Зато банкир Петр Авен современные романы читает и даже рецензирует. И не просто рецензирует. Взявшись писать о книге Прилепина «Санькя», Авен выдал по сути манифест богатых и преуспевающих, обращенный к остальной России. Авен исключительно точно выразил взгляды этой публики на себя самих, Россию и окружающий мир. Манифест элит - штука слишком серьезная, чтобы оставить его без внимания.

Почти все, кто комментировал Авена, конечно, обратили внимание вот на это замечательное место: «С тем, что мир наш сегодняшний не вполне совершенен, я спорить не собираюсь. Но вот эти умозаключения о невозможности нормального в нем существования и революции — тут уже моя рука тянется к пистолету». Заметим, что таким образом банкир Петр Авен реагирует на умозаключения, т.е. с их точки зрения даже мыслить в эту сторону нельзя. Вообще, весь текст Авена проникнут какой-то необычайной ненавистью к тем, кто не попадает в круг богатых и успешных, да и вообще ко всей России, с ее «мессианством» и «третьим путем». Россия трудящихся в статье Авена услышала настоящий злобный рык с Рублевки.

«Почему вместо того, чтобы заняться обустройством собственной жизни — посадить дерево, построить дом, постирать носки, прочитать на ночь сказку ребенку, надо сначала долго нечего не делать, а потом, бухнув, взять палку и раздолбать все вокруг… я чувствую даже не столько ненависть, столько брезгливое изумление», - злобствует Авен.

Выходит, что у тех, кто против капитализма носки не стираны и дети живут без сказок. Авен, очевидно, даже не понимает насколько его злоба пошла, банальна и беспомощна. Ведь ничего нового. Это те же самые разговоры о «грядущем хаме» из 17-го года. Только тогдашняя элита еще умела встать в благородную аристократическую позу. Сегодня Авен уже без всяких поз просто истошно вопит: «постирайте сначала носки». Что тут скажешь? Наверное, Авен сделал бы правильно, когда бы порекомендовал следить за носками не прилепинским «революционерам», а господину Полу Вулфовицу, который будучи главой Всемирного Банка удивил весь мир драными носками. Как видим, богатство не всегда синоним свежих носков. Я, например, не удивлюсь, если у героя Прилепина окажутся более свежие и чистые носки, чем у самого Авена. Герои Прилепина во всяком случае свои носки стирают сами, а пойди разберись, кто и как стирает носки Авену?

В статье Авена мир делится на благородных, успешных, трудолюбивых бизнесменов и ленивых, не мытых, трусливых, пьющих бездельников, которые злобно окружают первых со всех сторон, желая отнять и поделить честно заработанное. Видимо, в категорию бездельников Авен легко записывает всех россиян, кто не смог приобрести домик на Рублевке.

Хотя, на самом деле, Авен зря тянет на «революционеров» из романа Прилепина. В жизни «революционеры» прилепинского типа, ленивые бездельники, люмпены, пьяницы, нищеброды и попрошайки являются ближайшими союзниками крупного капитала. Это как раз та публика, которая за деньги капиталистов готова сделать любою подлость. Примеров тому тьма, как в истории, так и в современной российской действительности. Стоило власти в лице Путина немного обидеть крупный капитал, как все наши радикальные «революционеры» от НБП до АКМ в один момент оказались на службе капитала. Авены их только пальчиком поманили, немного денежкой посыпали и из «революционеров» целая очередь выстроилась. Не случайно Авен несколько раз говорит о своих личных встречах с Лимоновым.

Впрочем, Авен и сам понимает, что всякие лимоновские «революционеры» не такие уж и враги. О Прилепине Авен пишет:

«Он является скорее вполне себе мелкобуржуазным литератором, страстно желающим успеха и пристально вглядывающимся в буржуазный мир на другой стороне улицы. Постоянный эпатаж автора и, реже, его героя — простейший способ привлечь к себе внимание этого мира, а вовсе не отказ от него».

Но, если прилепинские «революционеры» все-таки свои, кого же тогда так ненавидит Авен? На самом деле, он ненавидит самых обычных граждан России, которые живут себе ни о мессианстве, ни о революции не думают (пока во всяком случае). Где-то в глубине себя Авен, конечно, понимает, что капитализм обрекает на вечную бедность, стресс и борьбу за выживание 90% людей, как бы они не крутились и не лезли вон из кожи. Чтобы эти 90% не бунтовали они должны жить с верой, что, хорошенько работая локтями и зубами, смогут пробиться в верхнюю десятку. Или что со временем десятка будет расширяться. Таким образом, авены вынуждены постоянно дурить и бояться свой народ. Отсюда, естественная ненависть к народу. Может бедные, а это сегодня все мы, недолюбливают богатых, но богатые бедных просто ненавидят, боятся и ненавидят. Вот, что ясно читается в письме Авена.

А вот, как Авен пишет о себе и своем классе:
 
«А мы — я, во всяком случае — ничего ни у кого не крали. И, извиняюсь за штамп, создаем тысячи рабочих мест. И стипендии платим — в том числе будущим инженерам».

Обязательное «создаем рабочие места» действительно уже в зубах навязло. Во-первых, сегодня в условиях кризиса господа капиталисты рабочие места скорее закрывают, чем создают. Во-вторых, неужели все эти авены действительно считают, что миллионы людей живут и работают только благодаря им? Эти господа, очевидно, переоценивают свою роль, особенно в России, где почти вся промышленность создана в советский период без всяких капиталистов. Но даже, если бы советского периода и не было. Современное производство носит общественный характер. В том же авенском Альфа-банке трудятся тысячи людей, которые свои трудом и делают возможность появления новых рабочих мест.

А вот сегодняшний кризис, ведущий к тяжелым социальным последствиям, является следствием противоречия между общественным характером производства и частным присвоением. Чтобы справиться с кризисом, сохранить и вернуть потерянные рабочие места обществу придется отказаться от услуг капиталистов. Уберите из экономики капиталиста, который постоянно дезорганизует ее спекуляциями, замените его плановым органом и не будет никакого кризиса.



Другие статьи автора

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100