Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Владимир Зуев
Рассказ о настоящем человеке

К девяностолетию Советской Армии Российский Центральный совет Союза Советских офицеров выпустил юбилейную, очень красивую медаль - «90 лет Советских Вооруженных сил». Часть медалей была передана братским организациям военнослужащих Советской армии из других независимых государств. В Донецкой области награждение офицеров Советской армии проходило в здании Областного комитета Компартии Украины.

Среди награжденных офицеров был и Анатолий Исмаилович Хунов – член ЦК Компартии Украины, секретарь Донецкого областного комитета КПУ. Во время обратной дороги домой Хунов поведал, на мой взгляд, очень интересную и поучительную историю. Приведу её в авторском изложении, в несколько сокращенном виде.

«Я по национальности - адыгеец, а точнее шапсуг, у моего народа богатая и трагическая история. За пределами Краснодарского края и республики Адыгея о нас мало кому известно.

Шапсуги – это тот древний народ, от которого произошли нынешние адыги (черкесы). Мои однокровцы сегодня проживают в Турции, Сирии, Иордании и Российской Федерации (главным образом в Краснодарском крае, небольшая группа — в Адыгее). Когда-то шапсуги составляли одну из самых крупных групп не только причерноморских адыгов, но и всего адыгского (черкесского) этнического массива наравне с кабардинцами. Они населяли земли между реками Джубга и Шахе и высокогорные лесистые области на северных склонах Кавказского хребта.

Как черкесы адыги известны с XIII века. Через территорию исторической Черкесии проходил знаменитый Шелковый путь. Адыги с древнейших времен поддерживали тесные связи с русскими княжествами. Они принимали участие в Ливонской войне, в Отечественной войне 1812 года.

В 1557 году часть адыгских князей во главе с верховным князем Кабарды Темрюком Идаровым обратились в Москву с просьбой о присоединении к России. Этот политический акт был закреплен брачным союзом между Иваном IV и дочерью Темрюка Гошевнай (в крещении Мария). Это способствовало появлению в окружении царя Ивана IV могущественного и знатного рода князей Черкасских.

Даже в первой половине девятнадцатого века адыги ещё занимали обширную территорию Причерноморья и Северного Кавказа.

Но с продвижением России на юг ареал проживания адыгов к тридцатым годам девятнадцатого века резко сократился. И если их численность к 1830 году составляла, по данным русского офицера Новицкого, чуть более одного миллиона человек то к 60-м годам девятнадцатого века, в результате Кавказской войны и насильственной депортации за пределы Российской империи, на исторической Родине осталось лишь 5% адыгов.

Численность шапсугов до Кавказской войны девятнадцатого столетия составляла по архивным данным около 300 тысяч человек. После окончания войны в 1882 году, по материалам Всероссийской переписи, на своей родине оставалось чуть больше трех тысяч человек, то есть, около 1%. Остальные - либо погибли в ходе войны, либо переселились в Османскую Турцию. Их земли стали заселяться славянскими, армянскими и греческими колонистами.

Поражение в Кавказской войне в девятнадцатом веке стало колоссальной трагедией для всего черкесского народа. В результате массовой эмиграции большинство черкесов оказалось за пределами России и в настоящее время до 3 миллионов человек проживают за рубежом.

Начало возрождения адыгского народа можно отнести к образованию Черкесской (Адыгейской) автономной области 27 июля 1922 года. Статус Адыгеи, как республики в составе Российской Федерации, был закреплен соответствующим законом в июле 1991 года. А в июне 1992 года Президиум Верховного Совета Российской Федерации принял постановление о создании Шапсугского национального района.

Сегодня причерноморские шапсуги проживают в 10 населенных пунктах Черноморского побережья и их численность, по оценкам самих шапсугских активистов, составляет около 10 тысяч человек. Шапсуги записаны в федеральный реестр коренных малочисленных народов. Мы бережно храним свои традиции.

Наши мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовные платки. В общественно-семейном быту сохраняются многие патриархальные нормы - семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Сам я родился в небогатой семье в городе Краснодаре. Спасибо Советской власти, которая дала мне возможность получить хорошее образование. Спасибо и землякам, которые помогали мне во время учебы.

Я так подробно рассказал о своем народе, потому что нас, шапсугов, очень мало живет сегодня на землях наших предков. Поэтому историю своего народа у нас дети начинают заучивать с малых лет. Сейчас адыги - шапсуги проживают в двух разных территориально-административных делениях — Республике Адыгея и Краснодарском крае. Причём, основную массу составляют причерноморские шапсуги, проживающие в пределах Краснодарского края – моей малой Родины, которую я люблю и которой горжусь».

История своего народа, рассказанная Анатолием Исмаиловичем, - живое подтверждение мудрой и человечной политики советского государства, в котором вопросы межнациональных отношений всегда были в центре особого внимания властей. Малым народам, проживающим на территории СССР, оказывалась всяческая поддержка. Юношей, как правило, не призывали в армию, молодым людям обеспечивали льготную поддержку при поступлении в высшие учебные заведения. В местах компактного проживания малых народов предпочтение при приеме на работу оказывалось лицам коренной национальности. Одним из наиболее важных аспектов политики КПСС был подбор руководящих кадров в союзных республиках и других национально-государственных образованиях с учетом их национальности.

Формально это нигде не фиксировалось, но на определенные руководящие должности предпочтение отдавали представителям коренной национальности.

Следует сказать, что такая система вполне успешно функционировала, обеспечивая стабильность и межнациональную гармонию довольно длительное время. Вместе с тем, когда данный принцип нарушался, возникали конфликты. Уместно вспомнить, что первый кровавый национальный конфликт в годы горбачевской перестройки, давший старт процессу развала страны, возник в Казахской ССР, когда на место уволенного первого секретаря Динмухамеда Кунаева, казаха по национальности, был назначен русский Геннадий Колбин. Узнав об этом, казахская молодежь, подстрекаемая националистами, вышла протестовать на улицы Алма-Аты и пролилась кровь.

Анатолий Хунов, отслужив срочную службу в армии, поступил в Краснодарский политехнический институт. Затем, по окончании института, получил распределение на Украину, в город Красный Лиман Донецкой области. Благодаря своему трудолюбию, целеустремленности и упорству, умению быстро решать возникающие проблемы и поставленные задачи - он сумел реализовать себя как политик и профессионал высокого класса. Его планы воплотились в конкретные дела на благо народа, с которым судьба соединила на десятки лет.

Советская Украина высоко оценило труд товарища Хунова. Он награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, медалями и другими правительственными наградами. Высок авторитет этого человека среди коллег по работе и товарищей по партии.

Трижды он избирался в Верховный Совет Украины. Более 10 лет коммунист Хунов представлял Украину в Парламентской Ассамблее Совета Европы, немало сделав для утверждения Украины на европейском пространстве.

Не забывая и о своей малой Родине, Анатолий Хунов делал все для укрепления и развития связей украинского и адыгейского народов.

После запрета компартии Украины в 1991 году, он одним из первых на Украине способствовал возрождению городской партийной организации.

Ныне ей принадлежат два капитальных здания, расположенных в центре города. Горком оснащен новейшими компьютерами, подключенными к всемирной сети, множительной и сканирующей техникой, автомобилями и громкоговорящим оборудованием. Несколько высококвалифицированных технических работников, получающих приличную зарплату, обеспечивают бесперебойное функционирование всей городской партийной системы.

Став секретарем Донецкого обкома партии, членом ЦК Компартии Украины, Анатолий Исмаилович своей повседневной кропотливой деятельностью достойно оправдывает высокое доверие своих соратников. Он вносит весомый вклад в сплочение партийных рядов. Об этом свидетельствует, в частности, рост рейтинга Компартии в последние годы.

Анатолий Хунов - человек долга, с высоким чувством ответственности за судьбы родных и близких ему людей, он всегда готов помочь словом и делом, свято чтит память о тех, кого уже нет.

В марте у товарища Хунова - день рождения. Хочется пожелать Анатолию Исмаиловичу и в дальнейшем высоко держать планку коммунистической принципиальности и кавказской предприимчивости, украинской основательности и российской просчитанной рискованности. И, конечно же, - шапсугского здоровья.

А медаль «90 лет Советских Вооруженных сил» будет напоминать ему о непобедимой Советской армии и о той великой стране, в которой мы жили.

Заканчивая свое повествование, хочется несколько слов сказать об Адыгее, где мне в своё время посчастливилось побывать. А тот, кто хоть раз посетил этот чудный уголок Кавказа, - навсегда оставил здесь частицу своего сердца. В этом солнечном крае неразрывно переплелись живописная красота природы и духовная красота народа, гордого своим древним происхождением и национальной культурой. Достоинство и благородство адыгов – это то, чему нельзя научиться народу ни за 100, ни за 200 лет. Традиции адыгского этикета Адыгэ Хабзэ уходят корнями в глубину веков. Современное же становление государственности Адыгеи происходило в непростые для России годы. Тем не менее, и это самое главное, - Адыгее удается сохранять мир. Республика Адыгея была и остается самым устойчивым и спокойным регионом на всем Северном Кавказе, внося тем самым достойный вклад в дело возрождения и укрепления богатейших традиций российской государственности.

Краматорск, 14 марта 2008 года


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100