Илья Иоффе
Блеск и нищета потребительского патриотизма

Уходящий июнь можно без сомнения назвать месяцем футбола, ибо главным его событием оказался чемпионат Европы по виду спорта номер 1. Слежу за развитием событий на Евро-2008 и, конечно, радуюсь успехам нашей сборной, вдруг как будто по мановению волшебной палочки преобразившейся из скучной, бездарной, потерянной команды-неудачницы, проигрывающей Израилю и чуть ли не Андорре, в один из самых ярких, свежих и впечатляющих коллективов мирового футбола. Читаю захлебывающуюся от восторга российскую прессу, слушаю заходящихся в патриотическом раже комментаторов – нет, что ни говори, а приятно ощутить себя гражданином преуспевающей, «конкурентоспособной» страны, которую пусть и на спортивном уровне, но все-таки «боятся и уважают»! Так держать, ребята!

Не отстают от общего настроения и левые патриоты. Интересное письмо прислал в редакцию наш читатель Николай Григорьев. Свой материал он озаглавил вопросительно: «Футбольный патриотизм зло или благо?». Однако содержание письма не оставляет никаких сомнений в том, что знак вопроса в заголовке поставлен лишь для затравки, а странный термин «футбольный патриотизм» означает для автора безусловное и неоспоримое благо. По мнению тов. Григорьева, победы футбольной сборной России на ЧЕ-2008 немало поспособствовали подъему национального духа россиян, вызвали к жизни утерянное было чувство сопричастности к судьбе страны и даже нанесли мощный, едва ли не сокрушительный удар по буржуазным ценностям индивидуализма и культу наживы, исповедуемым правящими кругами. Упреждая возможную критику, автор пишет:

«Предвижу ухмылки патентованных «марксистов» выносящих свой безапелляционный приговор: мол, все это реакционный патриотический угар на радость правящей верхушке, отвлекающий от серьезных социальных проблем. Только тут хотелось бы спросить, а какой должна быть реакция на победы национальной сборной нормальных людей, болеющих за честь страны? Разве такие победы не являются естественным поводом для проявления патриотических чувств?»

Ни коим образом не относя себя к «патентованным марксистам» и не оспаривая права «нормальных людей» радоваться победам национальной сборной, осмелюсь все же высказать ряд критических соображений по поводу некоторых мыслей тов. Григорьева.

Прежде всего, вызывает недоумение то, что тов. Григорьев выделяет футбол – явление отнюдь не самое значительное в жизни современного российского общества - из общего контекста развития капитализма в постсоветской России. Вообще, у тов. Григорьева какое-то оригинальное представление об отношении общества к футболу:

«Удивительно, но футбол смотрела не узкая группа профессиональных фанатов, а действительно вся страна».

Что же тут удивительного? Разве когда-нибудь было иначе? Сколько себя помню, футбол всегда пользовался всенародной популярностью и в дни значительных, важных соревнований люди всех возрастов и профессий, а не только «профессиональные фанаты» (кстати – что это за профессия такая «фанат»?), шли на стадионы или усаживались к экранам телевизоров. И вовсе не нужно было для этого, чтобы, как пишет Григорьев, «Хиддинк сумел стать патриотом России больше многих россиян и разбудить патриотизм в игроках». Да и при чем тут вообще патриотизм? Что и в театр из патриотических соображений ходят, и в кино, и в цирк? Зачем путать божий дар с яичницей…

Но главное даже не в этом. Что действительно не может не удивлять, так это противопоставление тов. Григорьевым успехов российских футболистов настроениям правящих кругов, «интересам значительной части власть имущих и крупнейших капиталистов». Вот это да! Дескать убиваются российские буржуи, места себе от горя не находят после побед наших доблестных футболистов. Видимо от полного расстройства чувств «главный буржуин» господин президент Медведев отбил после победы над Швецией телеграмму поздравления, а ведущая буржуйская «Независимая газета», заливаясь слезами, пропела после разгрома голландцев целый гимн, куда там Григорьеву:

«Эйфория в стране нарастает. Молодежь ликует, кайфует, самоутверждается. «Россия, вперед!» – лозунг момента. Конвертировать его в практическое движение, вероятно, можно, если внимательно проанализировать составляющие успеха в спорте. Иностранный опыт, отсутствие коррупции, выдвижение на ключевые позиции лучших – компоненты новой ценности, стоимости того, что создается в России – Made in Russia».

Вот они, как на подбор, все их идолы и иконы: «компоненты новой ценности», «конвертировать», «стоимость», «Made in Russia»… Не хватает разве что «инновационной мотивации» и нанотехнологий.

Разумеется, если внимательно и серьезно подойти к теме, то станет ясно, что последние победы российской сборной на ЧЕ-2008 не были случайными. Процессы становления и укрепления российского национального капитализма, консолидации класса крупной и средней буржуазии, интенсивно протекавшие в последние годы, не могли не отразиться на судьбе самого популярного вида спорта. В годы ельцинизма футбольное хозяйство страны не стало исключением из общего правила и вместе с другими отраслями экономической и общественной жизни прошло через горнило «реформ» - т.е. было в основном разгромлено, а лакомые куски его были отданы на откуп ворам и бандитам. Клубы влачили жалкое существование, игроки разъезжались за рубеж. Сегодня ситуация радикально изменилась. Крупнейшие российские корпорации, олигархи, частный капитал активно инвестируют в футбол, бюджеты российских клубов резко увеличились и стали сопоставимы с таковыми у западноевропейских, зарплаты футболистов подскочили до небес. В российских клубах появились легионеры – футболисты из Бразилии, Португалии, Турции и т.д. И хотя класс нашего чемпионата все ещё остается довольно низким, результаты многих матчей известны заранее, процветает коррупция – тем не менее, успехи клубного футбола налицо – победы ЦСКА и «Зенита» в Кубке УЕФА говорят сами за себя. Так что достижения сборной России во многом закономерны и отражают общий подъем футбольного бизнеса в стране. Подчеркнем – именно бизнеса. Т.е. успехи российского футбола – это успехи российского капитализма, его и только его. Это триумф «Газпрома», стоящего за «Зенитом», «РЖД» - спонсора «Локомотива», Михаила Прохорова, хозяина ФК «Москва», наконец Романа Абрамовича, который, по точному определению фанатов МЮ «stole his fucking money from the poor». Это ведь именно он оплачивает патриотизм Великого Гуса, отваливая от собственных щедрот 2 млн. евро ежегодно. Очевидно, не прав тов. Григорьев, утверждая, что честь Родины, за которую сражалась наша сборная, якобы является пустым звуком для «капитанов бизнеса». Это не совсем так, как показывают факты. Вот только что они под этой честью понимают…

В качестве примера «плохого парня», не любящего российский футбол и не болеющего за нашу сборную, тов. Григорьев описывает некоего представителя «верхнего слоя среднего класса» по имени Сергей. У Сергея налицо все основные, с точки зрения Григорьева, признаки злостного «антипатриота» - он не признает российский автопром и презрительно относится к курортам Крыма и Кавказа (видимо – отдыхает заграницей). Т.е., если идти «от противного», патриотом надо считать того, кто разъезжает на «Жигулях» и отдыхает на российских или бывших советских курортах. Ну да, Путин и Медведев и в самом деле предпочитают отдыхать в России. Впрочем, на Родине проводил свободное время и ныне покойный книголюб Ельцин – глушил горькую в Барвихе. Да и Горби, пока вверенная его отеческой заботе страна билась в предсмертной судороге, принимал солнечные ванны ведь не где-нибудь в Майами или на Лазурном берегу, а в родном Форосе. Что ж, и этого типа в патриоты следует записать на основании его курортных пристрастий? Кроме того, о каком предпочтении российских курортов в наши дни можно говорить при нынешних ценах на гостиницы и проезд? В то время как ведомство г-на Якунина дерет три шкуры с пассажиров, содержит футбольную команду с бюджетом под $100 млн. и устраивает пышные сатурналии, наш крепнущий день ото дня средний класс вынужден ездить отдыхать в Турцию и Египет…

Теперь собственно о предмете нашей, так сказать, дискуссии – о патриотизме и его связи с футболом. Тов. Григорьев, как мы видели, говорит о «футбольном патриотизме». Конечно, ему, как читателю марксистского сайта, должно быть известно, что патриотизм – понятие историческое и классовое. Возникло оно, по крайней мере, в том виде, в котором мы знаем его сегодня, в эпоху становления европейского капитализма и великих буржуазных революций. Молодой капиталистический класс, утверждая свою власть в боях с уходящей аристократией, нуждался в сильной, мобилизующей идее, способной укрепить его внутреннее единство и привлечь союзников в лице крестьянства и нарождающегося пролетариата. Такой идеей стал патриотизм, исповедовавший любовь к своему отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Понятие патриотизма было намертво связано с идеей нации и национального государства, а также практикой буржуазных революций (главным образом французской и американской) и национально-освободительной борьбы. Вокруг патриотизма образовался ореол романтизма, героизма и жертвенности. Эволюция капиталистического способа производства неизбежно вносила изменения в идейно-философское наполнение патриотизма. Процесс обнищания пролетариата и его отчуждения от средств производства привел к эрозии самого понятия Родина, Отечество. Маркс и Энгельс в «Манифесте» объявили, что «Рабочие не имеют отечества. Нельзя лишить их того, чего у них нет». Развитие империализма и осознание крупной буржуазией ведущих капстран необходимости поделиться частью прибылей с рабочими и мелкой буржуазией привело к образованию среднего класса и, как следствие, к расширению социальной базы патриотизма, что во многом объясняет, кстати, и необычайно ожесточенный характер первой и второй мировых войн.

Существенные изменения претерпела идеология патриотизма в послевоенные годы, с возникновением вэлфер-государства и так называемого «общества потребления». Изменилась роль среднего класса, доля которого в общей рабочей силе передовых западных стран достигла двух третей и выше, в процессе воспроизводства капитала. Увеличение производительности труда и вытеснение производящих отраслей в развивающиеся страны, а также рост спекулятивно-финансового и сервисного секторов - все эти тенденции не могли не отразиться на характере и общественной роли среднего класса (частью которого уже давно стал к тому времени и западный рабочий класс) – главного носителя патриотического сознания. Возник феномен, который я бы назвал «потребительским патриотизмом». Суть этого понятия не в том, что людей призывают покупать товары отечественного производства. Потребительский патриотизм представляет собой так сказать облегченную, сниженную, утилизированную версию первоначального, классического буржуазного патриотизма. Он есть, в полном соответствии с законами диалектики, по сути своей опошление, фарс старого доброго патриотизма, лишенного жертвенности и героизма. Потребительский патриотизм не требует от индивида активного социального действия, сопряженного с самоотдачей и жертвованием личной выгодой. Гражданская пассивность в сочетании с обозначением участия, символической принадлежности к жизни большого коллектива при сохранении полной неприкосновенности корыстного интереса и «личной свободы» - вот его основа и движущая сила.

Идеология потребительского патриотизма начинается от и выстраивается вокруг основной и, как правило, единственной обязанности современного гражданина – уплаты налогов. Несение налогового бремени воспринимается средним классом ведущих капстран как своего рода миссия. Оно замещает акт жертвы и наделяет буржуазию сознанием собственной значимости и общественной незаменимости. Не случайно одной из центральных фигур общественно-политического дискурса в США, например, является «американский налогоплательщик». Его именем клянутся и божатся не только ведущие политики и воротилы бизнеса, но и так называемые «противники системы» - прогрессивные журналисты, борцы за мир и т.п., когда, скажем, ставят под сомнение размеры помощи Израилю или оправданность продолжения войны в Ираке (в последнем случае потери налогоплательщика нередко ставятся едва ли не выше жизней американских солдат, не говоря уж о жизнях простых иракцев – о них вспоминают в последнюю очередь…). «Я плачу налоги» - рассуждает типичный средний житель Запада – «содержу государство, чиновников, армию, всех этих безработных тунеядцев, бедняков, черномазых дикарей в Третьем мире – мне и решать!». Корпоративные СМИ не спешат, ясное дело, развеять этот «миф незаменимости налогоплательщика» и объяснить обывателю, что удерживаемые с него налоги – это лишь очень небольшая плата за привилегированное место в мировой системе разделения труда.

Естественно, что вместе с идеологией потребительского патриотизма, «гордость налогоплательщика» перекочевала и в Россию, хотя в стране, живущей в основном за счет распродажи природных ресурсов, да ещё и с плоской шкалой налогообложения, подобные настроения выглядят более чем странно. Тем не менее, не так давно довелось услышать, как ведущий одной из популярных радиопрограмм хвастался, какие он платит налоги с гонораров за свой тяжкий труд! Впрочем, наш потребительский патриотизм все ещё довольно молод, как молод и его главный носитель - российский средний класс, начавший формироваться лишь в последние годы развития капитализма в рамках режима «суверенной демократии». Проявляется он в многочисленных пышных празднованиях, непонятно по какому поводу (вроде «Дня России» или Независимости?), георгиевских ленточках, привязанных к антеннам иномарок, радости по поводу великих побед Димы Билана и т.п. деятелей культуры и, конечно, в болении за наш футбол и другие популярные виды спорта. Потребительский патриотизм перерабатывает, усваивает и дает выход и таким, безусловно, прогрессивным общественным умонастроениям, как неприятие западного империализма и русофобии, агрессивного этнического антирусского национализма, распространяющегося во многих бывших советских республиках, ставших ныне независимыми государствами – в Грузии, на Украине, в Прибалтике. Потребительский патриотизм придает крепнущему национализму российского среднего класса пассивный, созерцательный характер, сводя его в лучшем случае к пустому выпусканию пара. Пока, по крайней мере.

Возможен ли в условиях современной капиталистической России иной патриотизм? Очевидно, что нет. Ибо отсутствует общественный слой, класс, который создал бы на него спрос. Появится ли такой класс в обозримом будущем? Какие социально-экономические условия необходимы для его возникновения? Ответы на эти вопросы, если они вообще в данный момент существуют, выходят за рамки данной статьи. Пока же согласимся с тов. Григорьевым в одном – в том, что болеть за свою национальную сборную это нормально, да что там нормально - здорово! Особенно, если сборная побеждает. И если футбол способен на какое-то время объединить людей из бывших советских республик, дать возможность им вновь почувствовать себя, пусть даже на миг, единым народом – то пусть это будет футбол. Вперёд Россия!

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна