Юрий Дергунов
Капитализм, кризис и свобода

Существует хорошо известное противопоставление коммунизма и либерализма, как естественной идеологии капитализма, которое основывается на том, какие ценности эти идеологии рассматривают в качестве главных. Считается, что коммунизм на первое место ставит равенство, а либерализм — свободу.

Разумеется, это упрощение, которое сильно искажает реальную ситуацию. Стандартным и абсолютно справедливым ответом коммунистов является утверждение, что социальное неравенство ограничивает свободу подавляющего большинства людей в обществе, и что сущностное равенство является не противоположностью подлинной свободы для всех членов общества, а ее необходимой предпосылкой. Например, политические свободы в условиях буржуазной либеральной демократии являются декорацией, скрывающей, что это лишь форма классовой диктатуры капитала, так как способность эффективно воспользоваться ими прямо зависит от наличия финансовых ресурсов. Полностью соглашаясь с этим возражением, я хотел бы взглянуть на проблему под несколько иным углом.

В условиях капитализма власть и социальное господство носят, в основе своей, безличный характер. Над человеком, и обществом в целом, господствуют не столько отдельные люди, сколько социальные отношения. Если крестьянин периода феодализма был вынужден отрабатывать барщину, потому что его к этому принуждало физическое насилие, олицетворяемое для него конкретными людьми, то при капитализме мы вынуждены сами продавать свою рабочую силу и производить для капиталистов прибавочную стоимость, потому что иначе у нас просто не будет средств к существованию. Иными словами, отцом свободного труда при капитализме является голод.

Более того, над обществом в целом господствует императив накопления капитала. Просто завораживает то, каким образом капитал, как отношение, представляющее собой (казалось бы, всего лишь) самовозрастающую стоимость, стремится к иррациональной экспансии, обеспечиваемой различными формами максимизации прибыли и необходимыми политическими условиями, зачастую имеющими бесчеловечный характер. Таким образом, многочисленные преступления, составляющие Черную книгу капитализма, от плантационного рабства до нынешней безжалостной эксплуатации детского труда в «потогонках» Третьего мира, от колониальных геноцидов до империалистических войн — это не просто случайности, а закономерные порождения системной логики капитала, безраздельно властвующего над буржуазным обществом, которое не свободно отказаться от них, даже если вдруг возникнет такое желание. У Ильфа и Петрова был забавный образ стыдливого воришки Альхена, который краснел, совершая кражу, но ничего не мог поделать со своим стремлением красть. В этом смысле, буржуазия — это совокупный стыдливый убийца, и хорошо, если стыдливый.

Это господство капитала приобретает особо явные формы, если рассматривать капитализм как глобальную систему. Неотъемлемой тенденцией капитализма является порождение мирового рынка и становление отношений империалистической зависимости, в условиях которой страны периферии, в которых живет большинство людей, населяющих нашу планету, фактически не способны повлиять на свое благополучие, оставаясь в рамках капитализма, и им остается лишь плыть по течению, радуясь, когда цены на мировом рынке на производимые ими условные нефть, металл или какао идут вверх, и падая в пропасть, когда конъюнктура оказывается неблагоприятной.

И здесь мы приближаемся к квинтэссенции капиталистической несвободы. Как Маркс писал в своих «Теориях прибавочной стоимости»: «Во всеобщих кризисах мирового рынка все противоречия буржуазного производства бурно прорываются наружу в своей совокупности, в частных же кризисах (частных по содержанию и по охвату) — лишь разрозненно, изолированно, односторонне». Сегодня мир столкнулся именно с таким всеобщим кризисом, и сложно дать более четкую характеристику текущего момента. Важно понимать и то, что это совершенно неотъемлемый этап циклического развития капитализма, которой можно отсрочить, но которого нельзя избежать. В период кризиса капитализм разрешает свои противоречия за счет нас с вами, и именно кризис обнажает всю лживость капиталистического представления о свободе, как свободе конкуренции за материальные блага, при которой как добившимся успеха, так и оставшимся на дне воздается по их заслугам. Когда люди, еще вчера рассказывавшие о том, что «надо крутиться, и все будет ОК», оказываются по уши в долгах и без работы, понимаешь, насколько сильно господство капитализма с его периодами роста и упадка определяет нашу жизнь. Что ж, педагогика капитала жестока, но действенна.

Единственной альтернативой смирению перед неконтролируемой динамикой капитализма является борьба за общественный строй, основанный на качественно иных принципах. Системе тотального господства капитала коммунисты противопоставляют одну из самых фундаментальных свобод — свободу рационального планирования собственного будущего. Это и есть начало подлинной истории человечества, истории «царства свободы».

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна