Дж.Сакаи
8. Империалистическая война и новый американский порядок

 

1.Рядовой Джо идет защищать свой супермаркет

«Газета Сэтеди Ивнинг Пост напечатала серию заметок американских солдат о том «За что я воюю». Одна типичная статья начиналась так: «Я воюю за мой будущий большой дом с ярко-зеленой крышей и большой лужайкой перед ним.» (1)

 

Вторая Мировая война была божьи даром для сетлеров – новые захваты и новое процветание. Внутренние реформы «Новой сделки» сами по себе не могли снова запустить в ход капитализм. И, хотя КПП добился крупного повышения зарплат в основных отраслях, экономика мирного времени была неспособна обеспечить достаточно рабочих мест и достаточные прибыли. Даже в начале 1940-х уровень безработицы для евроамериканских рабочих все еще был почти 18%. (2) Экспансия империи была необходимым условием нового процветания.

 

Хотя войны обычно – массовые трагедии и жертвы, эта наиболее успешная из всех американских войн была для большинства сетлеров счастливыми денечками. Именно поэтому они вспоминают о ней с такой ностальгией и нежностью (даже в патологической телевизионной комедии о «развлечениях» в нацистском лагере для военнопленных). Можно сказать, что это был их последний большой фронтир. Историк Джеймс Стоуксбери предлагает такое обобщение  этой войны:

 

«Один из величайших парадоксов военных усилий Америки было то, что относительно небольшое число людей несли на себе основные тяжести войны. Несмотря на огромное число военнослужащих, второе после России среди союзников, только ограниченное количество побывало в битве... Для огромного большинства американцев это была хорошая война, если такое вообще возможно. Люди быстрее продвигались в карьере и больше преуспевали, чем когда бы то ни было раньше. Требования войны вытянули США из глубокого кризиса, создали новые города, новые отрасли промышленности, новые состояния и новый образ жизни». (3)

 

Укрытый в Западном полушарии, вдали от главных театров военных действий, американский империализм потерял понес сравнительно небольшие потери. В то время как великие державы неизбежно втягивались в мировую войну от отчаяния, пытаясь преодолеть экономический кризис с помощью новых завоеваний, США выжидали. Они надеялись, как и во время Первой Мировой войны, пересидеть в сторонке большую часть войны и потом вмешаться поближе к концу, чтобы получить львиную долю добычи.

 

Миллионы мирных жителей, погибших от бомбежек, болезней и голода в измученной войной Европе, Азии, Северной Африке и на Ближнем Востоке, так никогда полностью и не были подсчитаны. Общее число погибших часто оценивают в невообразимые 60 миллионов. Америка была избавлена от всего этого, и вышла победителем в конце войны, с нетронутым населением, колониями и промышленностью. Даже армия США отделалась легко по сравнению с другими. Потери армий основных воюющих сторон наглядно это подтверждают: Германия – 7 000 000, Россия -6 000 000, Япония – 2 000 000, Китай – 2 000 000, Великобритания – 500 000, США – 400 000. Больше российских солдат погибли только в Сталинградской битве, чем американских – за всю войну. (4)*

 

Военный бум избавил США от Великой депрессии. Заводы пыхтели круглые сутки. 16 миллионов мобилизованных солдат и матросов оставили достаточно рабочих мест для безработных. Общее благополучие, отличавшее американское общество вплоть до 1970-х, началось именно тогда, в годы военной экономики. Военное время обернулось таким процветанием, что неизбежная пропаганда о «пожертвованиях ради победы» звучала как фарс. Лаки Страйк – самые популярные сигареты – превосходно уловили сетлерские настроения, когда сменили цвет пачки с зеленого на белый, а затем объявили в рекламах такую чушь: «Зелень с Лаки Страйк отправляется на войну!».

 

Средние доходы семьи выросли на 50% по сравнению с годами Великой депрессии. В Нью-Йорке доходы средней семьи выросли с 2760 долларов в 1938 году до 4044 долларов в 1942. И это не были только цифры. Историк пишет: «Хотя производство мирной продукции и сократилось, оно было достаточно высоким, чтобы американцы не ощущали серьезных лишений...В самый разгар войны в 1944 году сумма товаров и услуг для гражданского населения была на самом деле выше, чем в 1940.» (5)

 

Количество супермаркетов  за 1939-1944 гг более чем утроилось. Издатели сообщали, что продажа книг выросла на 40% к 1943. Выигрыши на ипподромных тотализаторах взлетели на 250% с 1940 по 1944. Продажа ювелирных изделий в 1941-42 годах выросла на 20-100% (в разных регионах). К 1944 году сумма наличности и банковских вкладов населения США достигла рекордных 140 миллиардов долларов. В тот же год универсальный магазин Мэйси в Нью-Йорке объявил распродажу в День Пирл Харбор – и это оказался самый прибыльный день за всю их историю! (6) Как и прежде, особенная жизнь сетлерской Америки обновилась войной и завоеваниями. Таков механизм каждого американского цикла внутренних конфликтов и реформ. Новый Курс включал также Хиросиму и Нагасаки. Потребительская Америка была построена на костях 60 миллионов погибших.

Перевод с английского Катерины Полозовой

Примечания

 

* Для американского маоиста Сакаи показательна подмена СССР Россией.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна