Дмитрий Якушев
Фильм «Поп» - манифест церковного власовства

Кто-то в сети уже очень точно назвал этот фильм «манифестом церковного власовства». Картина рассказывает о возрождении церковной жизни на оккупированных фашистами территориях северо-запада России. Естественно, такое возрождение было возможно только по инициативе и под контролем немцев, чего собственно авторы фильма и не скрывают. Именовался весь этот церковный коллаборационизм «Псковской православной миссией».

Картина снята КТК «Православная энциклопедия». Режиссер Владимир Хотиненко. В главной роли отца Александра Сергей Маковецкий. Среди спонсоров значатся 1 канал и «Газпром». Фактически можно говорить, что картина снята по госзаказу.

В чем основное содержание фильма?

Зрителя, по сути, пытаются убедить, что деятельность Псковской православной миссии не была предательством. Священники миссии якобы помогали советским военнопленным, сочувствовали партизанам, пытались выступать против зверств фашистов в отношении мирного населения. Ну и что с того, что под руководством немцев. Разве лучше было совсем бросить народ в трудную минуту? Такие вот замечательные люди они были, а вернулись красные, так их еще за всю их доброту и наказали. Отправили по лагерям и тюрьмам.

Надо сказать, что Маковецкий достаточно убедительно играет доброго и честного батюшку. А раз образ получился, то в нем есть какая-то правда. Не знаю, какими были в действительности священники Псковской православной миссии, но имея дело с художественным произведением, мы можем допустить, что такой герой мог иметь место. Как бы оказался человек на оккупированной территории, немцы предложили, что называется, занятие по профилю, он и согласился. При этом вел себя честно, даже не боялся перед немцами заступаться за схваченных партизан, не стучал. Предположим, что так оно и было. Пусть даже с этой стороны в фильме показана правда. Только он все равно насквозь лживый, поскольку в нем нет духа той войны. А без него действительно невозможно понять, почему же такой хороший батюшка все-таки предатель и никак иначе.

Для нашей страны Великая Отечественная война была действительно всенародной. Народ при социализме не был разделен на противостоящие друг другу классы, а потому смог сплотиться, как никогда раньше. Жестокий враг пришел уничтожить нашу страну и поработить нас. Это была тотальная война на уничтожение. Люди это понимали, потому мальчишки бежали на фронт бить врага, поэтому в тылу и на фронте наш народ проявлял настоящий героизм, без которого победа была бы невозможна. Все это, казалось бы, хорошо известные истины, но именно их сегодня и пытаются поставить под сомнение. Если бы для нашего народа это не была бы действительно священная война, разве смогла бы Анна Ахматова в 1942 году в Ташкенте написать такие строки

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Константин Симонов ведь не по заданию ЦК писал

Так убей фашиста, чтоб он,

А не ты на земле лежал,

Не в твоем дому чтобы стон,

А в его по мертвым стоял.

Так хотел он, его вина,—

Пусть горит его дом, а не твой,

И пускай не твоя жена,

А его пусть будет вдовой.

Пусть исплачется не твоя,

А его родившая мать,

Не твоя, а его семья

Понапрасну пусть будет ждать.

Так убей же хоть одного!

Так убей же его скорей!

Сколько раз увидишь его,

Столько раз его и убей!

Вот, чем была для нас эта война. А, как она показана в фильме «Поп». Злобный командир партизан смотрит в бинокль на деревню и говорит: «Что-то народец совсем распустился. Надо казнить предателей полицаев». А какой-то боец ему недоуменно отвечает: «Да, они у нас тут тихие, пьют, да девок щупают.» Действительно, чего их трогать этих полицаев. Тогда совершенно непонятно, за что воюют эти партизаны. Зачем они взяли в руки оружие. Им бы еще пойти с этими полицаями водку трескать. Прямо УПА, а не красные партизаны.

На фоне таких партизан, которые сами не знают за что воюют, главный герой фильма действительно, как бы вовсе и не предатель. Все дело в том, что война для нас была другой, и партизаны были другими. Если оценивать главного героя фильма с позиций священной, общенародной войны, каковой она и была в действительности, то он окажется самым настоящим предателем, пошедшим на добровольное сотрудничество с оккупантами. Ведь этих священников осудили исходя из того, что вся страна сражалась не щадя себя, что миллионы людей пали героями. С точки зрения сражавшейся страны они, конечно, предатели. И никак иначе.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна