Аса Уинстенли
Сирия: революция, которой никогда не было

 

 

Так что же произошло в арабском мире с тех пор, как легендарный тунисец Мохаммед Буазизи сжег себя насмерть во время протестов декабря 2010 года?

 

Регион захлестнула череда народных восстаний, каждое из которых подстегивало последующее. От Марокко до Омана прокатилась волна протестов против закосневших режимов. Требования выдвигались самые разнообразные – от смены власти до социально-экономических реформ.

 

Сегодня мы можем со всей уверенностью сказать, что ни одно из этих восстаний не стало революцией. Конечно, борьба и жертвы не пройдут бесследно, и посеянные семена дадут когда-нибудь в будущем всходы.

 

Что же такое революция, если не борьба за полное преображение общества и государства? Ближе всего к революции подошло восстание в Тунисе, который до сих пор стоит перед огромными внутренними проблемами.

 

Египет, как отметил мой коллега по «Электронной интифаде» Али Абунима, «вернулся на круги своя». Режим генералов, совершивший кровавый переворот, выполняет свою роль израильского подрядчика в блокаде Газы куда эффективнее свергнутого Мохаммеда Мурси. Первый демократически избранный президент Египта был похищен военными и упрятан в застенки, где теперь ожидает результатов фарсового судебного шоу.

 

Ливия представляет собой абсолютное бедствие. Страной управляют жестокие и фанатичные бандформирования. Они расстреливают демонстрантов, похищают министров, силовиков и всех, кого им заблагорассудится. Эти же группировки бандитов очистили от черных ливийцев целый город, и теперь не позволяют изгнанным жителям вернуться в свои дома. Всё это – плоды «освободительной» кампании НАТО, которую поддержало, в том числе, и немало левых идиотов.

 

Я всегда выступал против натовских бомбардировок Ливии. Но если сейчас вы посмотрите некоторые мои записи в Твиттере в начале 2011 года, то увидите, что я был чересчур оптимистичен в отношении Египта и других мест. Я также поддерживал первые демонстрации против режима Асада в Сирии, несмотря на опасения, что их оседлают иные силы.

 

Как и многие другие, я надеялся на положительные изменения в регионе. Помимо того, что подобные изменения хороши сами по себе, следует учитывать, что свободный арабский мир сможет гораздо увереннее и эффективнее противостоять Израилю. Дорога в Иерусалим лежит через арабские столицы, как любил говорить покойный палестинский лидер Джордж Хабаш.

 

Американский империализм, его клиенты и союзники были застигнуты врасплох и казались парализованными. Однако контрреволюционным силам в регионе, во главе с Израилем и Саудовской Аравией, удалось оправиться от первого удара, сплотить и мобилизовать силы для проведения тайных операций.

Теперь я хочу перейти к недостающей части картины – к Сирии.

 

Сказать, что в Сирии произошла катастрофа – значит не сказать ничего. Там идет сектантская гражданская война, которая может продлиться в течение 10 лет, если враги правящего режима, которых возглавляет саудовская тирания, продолжат вести свою войну против государства.

 

Наиболее часто приводимые цифры, опирающиеся на подсчёты Сирийской обсерватории прав человека (группы близкой к повстанцам, надежность которой я в прошлом ставил под сомнение), говорят о 120000 сирийцах, погибших в ходе гражданской войны. Обсерватория утверждает, что большинство погибших являются комбатантами, а большинство из них, в свою очередь, воевали на стороне Асада.

 

 

Такой дисбаланс удобно игнорируется в сообщениях западных СМИ, которые продолжают потчевать свою публику байками о мирных демонстрантах, взявшихся за оружие только после того, как ужасный режим Асада стал их убивать.

 

Если это утверждение - правда, тогда почему даже цифры Сирийской обсерватории его опровергают? В Сирии никогда не было революции.

 

То же самое я говорил и о других странах, тем не менее, имеются существенные различия.

 

Во-первых, прозападные диктаторы, такие как Бен-Али и Мубарак, почивали на лаврах и не сумели создать себе существенную социальную базу. По всей видимости, они до самого конца верили в то, что их западные спонсоры от них не отрекутся. Как же они ошибались!

 

Вот почему в начале 2011 года лишь ничтожная горстка запуганных госслужащих вышла на жалкие демонстрации в поддержку Мубарака.

 

Совсем иная ситуация в Сирии. Да, режим диктаторский и беспощадный. Но, с самого начала демонстраций, которые сперва требовали только «реформ», Сирия оказалась расколотой. Мощным антиасадовским демонстрациям противостояли не менее мощные проасадовские демонстрации.

 

Когда демонстрации в поддержку жестокого тирана достигают таких массовых масштабов, уже нельзя давать себя одурачивать теориями от Би-Би-Си о том, что якобы десятки тысяч людей «насильно» согнали на улицы.

 

В настоящее время уже нет таких мощных демонстраций ни с одной из сторон. Те  проасадовские выступления происходили ещё до того, как он совершил некоторые свои самые страшные преступления. Однако нет никаких сомнений в том, что широкая народная поддержка развязала Асаду руки и позволила ему обрушить ещё более тяжелые удары на голову «террористических» групп.

 

Это тиран, который, как подразумевается инспекторами ООН, использовал химическое оружие против гражданского населения и подвергал тотальным бомбежкам целые районы в ходе войны с повстанцами. И при всем при этом Асад обладает подлинной социальной базой, пользуясь поддержкой значительной части народа. База поддержки постоянно растет, по мере того, как повстанцы все теснее смыкаются с группами фанатиков, такими как Аль-Каеда.

 

Сомнительная «Свободная армия Сирии» распадается, многие её члены присоединяются к Аль-Каеде и связанным с нею бригадам, или вообще переходят на сторону режима. Удивительно, но некоторые лидеры этих предположительно «умеренных» формирований уже не хотят ухода Асада.

 

Один из таких лидеров недавно заявил корреспонденту «Гардиан»: «Я хочу, чтобы Башар продержался ещё хотя бы пару лет… Если режим падет сейчас, это будет катастрофа: мы расколемся на несколько мини-государств, которые начнут воевать друг с дружкой. Мы начнем резать друг друга -  племена, исламисты, батальоны, алавиты, суниты… Может быть лет через 10 нам надоест воевать и мы научимся сосуществовать все вместе… Но не ранее чем через 10 лет и точно, что не теперь

 

Эта сектантская ненависть показывает, что они никогда не были умеренными. Становится понятным, почему так много боевых единиц Свободной армии присягают на верность лидеру Аль-Каеды Айману Аль-Завахири (бывшему заму Бен-Ладена).

 

И здесь лежит второй ключик к разгадке тайны постоянно растущей народной поддержки Асада: многие нормальные люди в Сирии видят, что альтернатива Асаду как в Сирии, так и в регионе в целом, куда более страшная, нежели сам Асад.

 

Вооруженные фанатики-такфиры (такфир – мусульманин, обвиняющий другого мусульманина в отступничестве – пер.) контролируют сейчас значительную часть сельской местности в Сирии, несмотря на устойчивое продвижение сил режима. Сегодня возможна только одна «революция» – революция Аль-Каеды. Это, конечно же, вообще не революция.

 

Эта «революция», как бы незаметно для её западных болельщиков, изгнала сирийских христиан из города Кусейр, задолго до того, как ливанское движение сопротивления «Хизбалла» начало там свое вмешательство в поддержку режима.

 

В ходе этой «революции» якобы умеренная «Свободная Армия» сражалась вместе с Аль-Каедой, которая вторглась в районы Сирии, считавшимися оплотом «неправильной» религии или враждебной секты. Подразделения «Свободной Армии» сражались на стороне Джабхата Аль-Нусры, когда тот в сентябре вторгся в христианский город Малула (потом они были выбиты из города режимом).

 

Изгнанный и номинальный глава «Свободной Армии», Салим Идрисс (которого открыто финансируют и вооружают Франция, Британия и США) участвовал в совместном с Аль-Каедой вторжении в Латакию в августе. Это была чисто сектантская бойня, в которой погибли по меньшей мере 190 гражданских алавитов, при полном отсутствии даже подобия военных целей.

 

Очевидец рассказал корреспонденту «Гардиан» Джонатану Смиту: «Когда мы вошли в деревню Балута (расположена в районе Латакии), я увидел висевшую на дереве голову ребенка. Женское тело было разрублено напополам, и каждая половина висела на отдельной яблоне. Всё это привело меня в бешенство

 

Идрисс описывал эту кампанию как «один из важнейших успехов и одну из главных побед, одержанных нашими революционерами». Хорошая победа…

 

В своей статье в ноябре 2011 года известный палестинский интеллектуал и публицист Джозеф Массад писал, что сирийцы «должны быть готовы к нелегкому выводу, что они побеждены не репрессиями своего диктаторского режима, которому они отважно сопротивлялись, а международными силами, которые ничуть не меньше сирийского режима хотят лишить их демократии. Борьба за свержение Асада может завершиться успехом, но борьба за установление демократии в Сирии уже обречена на поражение».

 

Тогда эти слова вызвали немало споров и даже протестов. Но сегодня, к сожалению, мы видим, что Массад не только был прав, но даже, пожалуй, был чересчур оптимистичен в своих оценках.

 

Оригинал находится на:

http://jacobinmag.com/2013/11/syria-the-revolution-that-never-was/

 

 

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна