Лефт.Ру Версия
для печати
Версия для печати
Rambler's Top100

Джеймс Петрас
Промежуточное соглашение между Ираном и США: исторический прорыв или историческая распродажа?

 

Недавнее промежуточное соглашение между шестью ведущими мировыми державами и Ираном было расценено большинством ведущих политиков и СМИ как «исторический прорыв» и «значительное достижение» ( Financial Times , (FT) 11/26/13, р . 2). Исключение среди общего восторженного хора составили в основном руководители Израиля и сионистские лоббисты в Северной Америке и Западной Европе (FT 11/26/13, с. 3).

 

Что представляет собой этот «исторический прорыв»? Кто получил и что? Были ли уступки сторон симметричными? Укрепило ли достигнутое соглашение или, напротив, ослабило перспективы достижения мира и процветания в Персидском заливе и на Ближнем Востоке? Для анализа этих и других вопросов необходимо учесть мощное влияние Израиля на американских и европейских политиков (Стивен Лендман, lendmanstephen@gmail.com 11/26/13; 11/27/13). Не менее важно и то, что нынешнее «промежуточное» соглашение - это всего лишь первое, временное, ограниченное соглашение, которое ни в коем случае не проговаривает стратегические цели главных империалистических держав. Любая реалистическая оценка значимости временного соглашения требует рассматривать его в исторической перспективе.

 

Исторический опыт: прошлые прецеденты

 

В течение более 10 лет американские спецслужбы публиковали детализированные отчеты о ядерной программе Ирана (особенно см. оценку Национальной разведки от 2007 года -  NIE 2007). Общий консенсус заключался в том, что Иран не обладает программой создания ядерного оружия (отчет Национальной разведки от 2004, 2007). Вследствие «отсутствия доказательств», все западное наступление на Иран сосредоточилось вокруг «потенциальной способности» Ирана приступить когда-нибудь в будущем к созданию ядерного оружия. Нынешнее соглашение направлено на подрыв именно «ядерного потенциала» Ирана: не существует ни оружия, которое требуется уничтожить, ни планов создания такого оружия, отсутствуют планы развязывания войн, не рисуются схемы грядущих наступательных операций иранской армии. Мы знаем об этом, потому что так нам рассказали отчеты американской разведки – никакой программы создания ядерного оружия у Ирана нет в помине! Поэтому все эти переговоры направлены исключительно против имеющейся мирной, справедливой, находящейся всецело в поле международного права, иранской ядерной программы. Их цель – подорвать иранские технологические возможности, которые могли бы защитить Иран от нападения со стороны США и Израиля, подобного тому, которое последние совершили против Ирака.

 

Помимо этого, следует отметить, что гибкая и уступчивая позиция Ирана не является следствием избрания нового президента этой страны. Как отметил Гарет Портер, ещё 15 ноября 2004 года Иран согласился «на добровольной основе продолжить и расширить существующую приостановку работ по обогащению урана»(Gareth Porter, Inter Press Service 11/26/13). Согласно Портеру, Иран прекращал «все производство, сборку, монтаж и испытания центрифуг или их компонентов». Несмотря на эти щедрые уступки, в марте 2005 года, европейцы и США отказались вести переговоры по иранскому предложению всеобъемлющего урегулирования, которое гарантировало бы от перехода Ирана к обогащению урана до уровня создания атомной бомбы. Иран прервал свою добровольную приостановку всей деятельности по обогащению урана. США во главе с сионистами из Минфина (Стюарт Леви) перешли к эскалации санкций. Европа и Совет Безопасности ООН сделали аналогичные шаги.

 

Практика США и Европы предварительно получать серьезные уступки со стороны Ирана, а затем отказываться от взаимных шагов и отвергать всеобъемлющее урегулирование - является хорошо известной и устоявшейся дипломатической практикой. Гибкость и уступки Ирана, по-видимому, воспринимаются как «признаки слабости», которые можно будет использовать в качестве толчка к «смене режима» («Небывалый успех политических санкций», FT 11/27/13, с. 10). Санкции рассматриваются как «эффективное» политико-дипломатическое оружие, предназначенное для дальнейшего ослабления режима. Политики по-прежнему считают, что санкции должны быть сохранены в качестве инструмента, помогающего расколоть иранскую элиту, ослабить и демонтировать обороноспособность страны, а также подготовить «смену режима» или военную конфронтацию, не опасаясь серьезного сопротивления со стороны иранцев.

 

Вся шарада под названием «Угроза иранского ядерного оружия» была составлена израильским режимом и армией израильских агентов в исполнительной власти США, а также в Конгрессе и СМИ. «Большая ложь» израильской пропагандистской машины и сети агентов была неоднократно и тщательно опровергнута в шестнадцати отчетах американской разведки, особенно в 2004 и 2007 годах. Эти документы были основаны на обширных исследованиях, информации от инсайдерских источников (шпионов) и очень сложной системы наблюдения. Разведка категорически заявила, что Иран приостановил все усилия в направлении ядерной программы в 2003 году и не сделал ни одного решения или движения, чтобы перезапустить эту программу. Тем не менее, Израиль активно распространяет пропаганду, на основе сфабрикованных разведданных, утверждая обратное, чтобы обмануть и подтолкнуть США к катастрофической военной конфронтации с региональным соперником Израиля. И президент Соединенных Штатов игнорирует сообщения своей разведки, повторяя наглую ложь Израиля!

Учитывая тот факт, что Иран не является «ядерной угрозой», ни в настоящее время, ни в прошлом, и, учитывая, что, европейские, американские и израильские лидеры США знают всё это, почему они продолжают вводить и даже усиливать санкции против Ирана? Почему они угрожают уничтожить Иран превентивными ударами? Почему теперь требуют дополнительных уступок от Тегерана? Нынешние переговоры и «соглашение» могут рассказать нам очень много об «ультимативных» или конечных стратегических целях Белого дома и его европейских союзников.

 

«Промежуточное соглашение»: асимметричный компромисс

 

Иранские переговорщики уступили «5+1» все свои главные требования, получив взамен минимум уступок (FT 1/25/13, p. 2).

 

Иран согласился (1) остановить все обогащение до 20 процентов (2) сократить существующий 20-процентный обогащенный запас до нуля (3) конвертировать весь низкообогащенный уран в форму, которая не может быть обогащена до более высокого уровня (4) прекратить развитие собственных мощностей по обогащению (5) оставить в неработоспособном состоянии половину своих центрифуг в Натанзе и три четверти в Фордо и (6) заморозить всю деятельность по производству тяжелой воды, которая может использоваться для производства плутония.

 

Иран также согласился прекратить любые планы постройки объектов, способных вырабатывать плутоний из отработанного топлива. Иранские переговорщики согласились на самые частые и интенсивные «инспекции» своих важнейших стратегических оборонных объектов Международным агентством по атомной энергии, которое всегда было тесно связано с США и ЕС. Эти «инспекции» и сбор данных будут проходить на ежедневной основе и включать в себя доступ к Натанзе и Фордо.

Стратегическая и военная ценность этих проверок неоценима, потому что она может предоставить данные для любого будущего ракетного удара со стороны США или Израиля, когда те решат перейти от переговоров к «военному варианту».

Кроме того, инспекторы МАГАТЭ смогут получить доступ к другим стратегическим объектам, в том числе к участкам для строящихся центрифуг, урановых рудников и заводов. Будущие «переговоры» могут открыть доступ к высокочувствительным для национальной обороны местам, таким как Парчин, где хранятся конвенциональные ракеты и боеголовки.

 

Очевидно, что не будет никаких ответных проверок американских ракетных площадок, военных кораблей и военных баз в Персидском заливе, на которых хранится оружие массового уничтожения, направленное на Иран! МАГАТЭ также не будет проверять израильские объекты с ядерным оружием в Димоне, и это несмотря на угрозы Израиля нанести удар по Ирану. Никакое сопоставимое сокращение военной мощи, в том числе ядерной, направленной против Ирана некоторыми членами «5+1» и Израиля, не предусмотрено этим «историческим прорывом».

 

«5 + 1» сделали весьма скудные уступки, среди которых: размораживание 7% иранских активов, лежащих в западных банках ($ 7 млрд. из $ 100 млрд.), а также позволение Ирану обогащать уран до 5 процентов, на условии, что Иран не превышает текущие запасы 5%-го урана. В то время как иранские переговорщики утверждают, что они сохранили (так!) за собой «право» обогащать уран, США отказались даже формально признать это!

 

По сути, Иран уже на «начальном» этапе переговоров сделал максимум уступок в области стратегической национальной безопасности, ядерных установок и обогащения урана, получив в обмен самый минимум. Это очень неблагоприятная, асимметричная структура, которая позволит США рассматривать Иран в качестве «созревшего для смены режима» и требовать от него пойти на еще более решительные уступки, направленные на дальнейшее ослабление своей обороноспособности. Будущие уступки увеличат уязвимость Ирана и подорвут его роль региональной державы и стратегического союзника ливанской Хезболлы, нынешних находящихся под угрозой правительств в Сирии и Ираке, а также палестинцев, живущих в условиях израильской оккупации.

 

«Окончательное решение»: закат или падение исламской националистической республики?

 

Действительные мотивы политики санкций США и недавнее решение вступить в переговоры с Ираном преследуют несколько имперских целей. Первая цель заключается в содействии подъему неолиберального режима в Иране, который будет привержен курсу на приватизацию крупных нефтяных и газовых месторождений и на привлечение иностранного капитала, даже ценой принесения в жертву национальной безопасности.

 

Президент Рохани рассматривается Вашингтоном как исламская версия последнего правителя СССР Михаила Горбачева. Рохани, как и его «модель» Горбачев, «открыл дверцу сейфа», ожидая, что империализм Запада и США ответит ему взаимностью.

 

Компания «5+1» - а это все в основном тертые империалистические хищники - с удовольствием примет все уступки Рохани, а потом, конечно, потребует ещё! Они будут не спеша, по капле отдавать Ирану замороженные активы, которые неолибералы в Тегеране будут праздновать как «победы» даже тогда, когда от продолжающихся санкций в стране стагнирует экономика и страдают люди! Администрация США будет сохранять санкции в целях удовлетворения своих израильско-сионистских покровителей и дабы спровоцировать еще более глубокие трещины в иранском режиме. Логика Вашингтона в том, что чем больше уступок Тегеран совершит, тем труднее будет вернуться назад, когда иранский народ возмутится и потребует восстановления справедливости. Этот «раскол» между соглашательством правительства Рохани и иранским народом, в соответствии с планами стратегов ЦРУ, приведет к повышению внутреннего недовольства в Иране и вызовет дальнейшее ослабление режима, которому, в конце концов, придется больше полагаться не на народ, а на своих западных «партнеров». Президент Рохани, «опираясь на 5+1» будет, как осужденный на казнь, лезть в петлю с помощью палача.

 

Рохани и неолиберальные коллаборационисты

 

Президентство Рохани отражает совершенно новые намерения политико-экономических элит Ирана, которые заключаются в упрощении масштабного и долгосрочного проникновения западных и китайских нефтегазовых компаний в самые прибыльные сектора. Новый министр нефти Ирана, Биджан Намдар Занганех предложил пересмотреть в сторону либерализации условия для инвестирования и обеспечить уступки, направленные на значительное повышение прибыли иностранных компаний (FT, 11/27 / 13, с. 2). Занганех прогнал советников-националистов и заменил их когортой либеральных экономистов. Он готовит увольнения десятков тысяч работников нефтяных компаний государственного сектора в качестве стимула для привлечения иностранных корпоративных партнеров. Он готов снизить топливные субсидии для иранского народа и поднять цены на энергоносители для внутренних потребителей. Либералы у власти обладают поддержкой миллионеров, спекулянтов и политических воротил, таких как Акбар Хашеми Рафсанджани, главы одного из ключевых центров, разрабатывающих политическую линию. Многие из последователей Рафсанджани были назначены на ведущие посты в администрации президента Рохани (FT, 11/26/13, с.3).

 

Центральное место в стратегии Тройки (Рохани-Рафсанджани-Занганех) занимает обеспечение сотрудничества многонациональных энергетических корпораций. Однако, это требует отмены американских санкций против Ирана в кратчайшие сроки. Этим объясняются поспешные, неблаговидные и односторонние иранские уступки западному империализму в лице «5+1». Другими словами, движущей силой уступок Ирана является не «успех санкций», а приход к власти иранского компрадорского класса со своей неолиберальной идеологией, которая отражает экономические интересы этого класса.

 

Перед Тройкой стоит ряд крупных препятствий. Уже сделанные уступки столь значительны, что оставляют совсем мало пространства для маневра. Отступать больше просто некуда, кроме уничтожения всей ядерной инфраструктуры и всего научно-технического персонала, что окончательно лишит режим легитимации.

Помимо этого, уступив так много и не добившись снятия санкций, Иран может спровоцировать «5+1» к требованиям дальнейших уступок, которые повысят уязвимость Ирана перед лицом западного шпионажа, терроризма (как в случае с убийствами иранских ученых и инженеров) и упреждающего удара. С продолжением переговоров станет совершенно ясно, что США намерены заставить «тройку» открыть ворота для наиболее прозападной части иранской элиты с целью в конечном итоге поляризовать иранское общество.

 

В итоге получится ослабленный, либеральный, расколотый режим, уязвимый перед внутренними и внешними угрозами, готовый прекратить поддержку националистических режимов на Ближнем Востоке, включая Палестину, Ирак, Сирию и Ливан. США быстро оценили ситуацию и ухватились за новый неолиберальный режим Рохани и его односторонние уступки в качестве первоначального взноса, чтобы затем двигаться шаг за шагом к кровавой смене режима. «Смыслом игры» Вашингтона является превращение Ирана в клиентское сырьевое государство, союзное Саудовской Аравии и Израилю.

Сегодня, возможно, это представляется несколько надуманным, однако логика переговоров движется именно в этом направлении.

 

Американо-израильские разногласия: вопрос тактики и сроков

 

Израильские руководители и сионистские агенты, внедренные в американское правительство, воют, рвут на себе волосы и проклинают последними словами соглашение «5+1» с Ираном. Они всеми силами преуменьшают огромные односторонние уступки Ирана. Они рвут и мечут на тему о «скрытой повестке дня», «обмана и лжи». Они фабрикуют заговоры и повторяют ложь о «секретных ядерных программах», находящихся вне досягаемости (и воображения) любого не сионистского инспектора. Но реальность такова, что «исторический прорыв» включает в себя демонтаж большей части ядерной инфраструктуры Ирана, сохраняя при этом санкции – это огромная победа сионистов! «5+1» заключили сделку, которая обеспечила глубокие и обширные изменения в Иране, в то же время, укрепив влияние Запада в Персидском заливе. Это соглашение сделало в тысячу раз больше, чем все многолетние кампании Нетаньяху с его военными угрозами.

 

Нетаньяху и его сионистские-еврейские защитники в США настаивают на новых, еще более жестких санкциях, потому что они хотят немедленной войны и смены режима (установления марионеточного режима). Вторя своему израильскому боссу Нетаньяху, Нью-Йоркский сенатор Чак «чмо» Шумер, комментируя временное соглашение, ревел о том, что «несоразмерности этого соглашения делают более вероятным, что демократы и республиканцы проведут дополнительные санкции» (Барронс 12/2/13 p14 ). Это та же самая идиотская политика, что сионисты в Вашингтоне вели в случае с Ираком. При Буше, верхушка неоконсерваторов-сионистов, таких как Вулфовиц, Росс, Индик, Фейт, Абрамс и Либби, реализовала планы Ариэля Шарона: (1) убили Саддама Хусейна (смена режима) (2) уничтожили экономику Ирака, его общество и современную инфраструктуру, и (3) спровоцировали этническую фрагментацию и религиозную войну. Этот проект обошелся США более чем в 2 триллиона долларов, унес тысячи жизней американцев (миллионы жизней иракцев), не говоря о колоссальном ущербе для экономики США.

 

Один из немногих умеренных и неглупых влиятельных сионистских журналистов, Гидеон Рахман, сумел осознать стратегическую ценность постепенного подхода режима Обамы, и призвал Белый Дом «преодолеть израильское лобби в иранском вопросе» (FT, 11/26/13, с. 10). Рахман знает, что если марионетки Израиля в Конгрессе втащат США в войну, то американский народ повернется против израильского лобби, его попутчиков и, скорее всего, против Израиля. Рахман и некоторые другие искушенные в политике знают, что режим Рохани в Тегеране только что передал ключевые рычаги власти в распоряжение США. Они знают, что переговоры находятся на пути к большей интеграции Ирана в орбиту США. Они знают, что постепенный, шаг за шагом, дипломатический подход Обамы будет менее дорогостоящим и более эффективным, чем милитаристское «окончательное решение» Нетаньяху. И они знают, что, в конечном счете, цель Обамы и Израиля является одной и той же: слабый неолиберальный Иран, который не сможет оспорить военное господство Израиля, его монополию ядерного оружия, порабощение и ограбление Палестины, агрессию против Ливана и Сирии.

 

Заключение

 

Заморозив иранские ядерные исследования и имея разведданные о важнейших иранских оборонных объектах, Соединенные Штаты могут собрать базу данных для любой наступательной военной стратегии. Иран, со своей стороны, не получает никакой информации о ядерных и конвенциональных силах США, Европы и Израиля. Это несмотря на то, что в последнее время страны «5+1» и Израиль провели множество агрессивных военных операций в регионе (Ирак, Афганистан, Ливан, Сирия, Ливия). Получая в ходе переговоров от Ирана бесконечные уступки, США могут в любой момент, под любым предлогом их прервать и перейти к осуществлению «военной опции».

 

Следующим этапом одностороннего разоружения Ирана будет американское требование о закрытии стратегического завода в Араке по производству тяжелой воды. США потребуют, чтобы Иран производил самый минимум урана и имел запас, чтобы покрыть несколько дней или недель потребностей в энергетике, в медицине и научных исследованиях. Вашингтон будет лишать Иран его мощностей для обогащения путем навязывания количественных и качественных ограничений на центрифуги, которыми Иран может обладать и использовать. В ходе следующего раунда переговоров, США будут запрещать Ирану проводить переработку урана в Араке и любом другом месте. США скажет «Тройке», что «право» (так в оригинале) обогащения не распространяется на право повторной обработки. США будут требовать строгой «прозрачности» для Ирана, сохраняя при этом для себя высочайший уровень секретности.

 

Одним словом, США будут требовать, чтобы Иран отказался от своего суверенитета и поставил себя под колониальный надзор со стороны имперской державы, которая до сих пор не сделала в ответ ни одного шага, даже не ослабила экономических санкций. Потеря суверенитета, продолжающиеся санкции и стремление США сократить региональное влияние Ирана, безусловно, приведут к недовольству населения в Иране, к возмущению среди националистической общественности, военных (Революционной гвардии) и работающей бедноты. Кризис в результате принятия Тройкой модели «Горбачев» приведет к неизбежной конфронтации. Тем временем, США начнут искать исламистского «громилу», иранский вариант Ельцина, который сможет подавить националистов и народные движения и вернуть бразды правления в руки государства, а финансы и нефтяные месторождения отдаст в руки «умеренного и ответственного» прозападного клиентского режима.

 

Вся стратегия США, направленная на уничтожение и ослабление обороноспособности Ирана и обеспечение неолиберальных «реформ», зависит от президента Рохани, который может оставаться у власти только в результате отмены режимом Обамы некоторых нефтяных и финансовых санкций (FT 12/1 / 13, с. 6). Как это ни парадоксально, самым большим препятствием для достижения стратегических целей Вашингтона является позиция Нетаньяху и его стремление не только блокировать процесс облегчения санкций, но и наложить ещё более жесткие санкции. Результатом победы сторонников Израиля в США стал бы конец переговоров, укрепление ядерной программы Ирана, наряду с кончиной программы приватизации нефти и усилением поддержки региональных националистических движений и правительств. Президент Рохани отчаянно нуждается в облегчении санкций и связанных с этим экономических выгодах. В противном случае его авторитету дома будет нанесен непоправимый ущерб.

 

Империалистическая выгода от слабого и неолиберального Ирана, сотрудничающего в сохранении статус-кво на Ближнем Востоке, огромна. Но остается серьезное препятствие - это Структуры сионистской власти в Вашингтоне, которые может удовлетворить лишь тотальное господство еврейского государства от Суэца до Персидского залива!

 

 

Оригинал находится: http://petras.lahaine.org/?p=1964


Table 'karamzi_index.authors' doesn't exist

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100