Left.ru __________________________________________________________________________

 

От редактора.  Публикацией полезной статьи Ю. Мазетович и Э. Вегнера мы продолжаем поднятую в ряде прошлых номеров темы  "антиглобализма" и социал-империализма.  В целом я разделяю критику АТТАК в этой статье, хотя временами она мне представляется несколько поверхностной.  Но пусть об этом судит читатель.  Необходимо, однако, исправить одну немаловажную ошибку авторов.  Они пишут, что "в сердцевине АТТАК находится смычка леволиберальных и бывших левых интеллектуалов с гуманистическим христианами, сталинистскими остатками и профсоюзными бюрократами".  Фраза "сталинистские остатки"  определенно указывает на троцкистское происхождение авторов.  Греха в этом большого нет.  Но как это, увы, нередко бывает сектантство заставляет  покривить душой. Мазаревич и Вегнер не могу не знать, что АТТАК является созданием французских троцкистов, а не каких-то там "сталинистских остатков".  Без троцкистов Революционной лиги коммунистов (LCR) и контролируемого ими (а также троцкистами LO и PT) профобъединения SUD не было бы и ATTAK.  Неприятная для троцкистов правда заключается в том, что крупнейшие организмы этого направления в странах НАТО стоят на открыто социал-шовинистических позициях.

Юлия Мазетович и Эрик Вегнер

АТТАК – альтернативный медик у больничной койки капитализма
------------------------------
Калашников-Онлайн 

       АТТАК требует «изменения политики»

АТТАК требует «изменения политики» и хочет этим прикончить неолиберализм.  Он, мол, не является ни в коем случае безальтернативным и должен быть заменён «экологическим и социальным порядком во всемирной экономике» – такова платформа, принятая АТТАК Германии в мае 2002 г.

Выражается глубокое сожаление по поводу того, что с неолиберализмом Всемирные Игроки (Global Players) «похоронили демократию», и доминирует политика. Поэтому АТТАК хочет «демократического контроля международных рынков» (Информация АТТАК о себе на ATTAC-website).  Политика, дескать, должна руководствоваться главными принципами справедливости и демократии и таким образом «выравнивать» неравенство при капитализме – о ликвидации мировой капиталистической системы явно даже не помышляется.

Вместо этого появляется стремление к «равноправному международному сотрудничеству» и «демократии для всех людей». В соответствии с этой целью, АТТАК высказывается за  «международные организации, (...) которые  не служат интересам индустриальных стран, концернов и коррумпированных элит» (Платформа). После того как Джеймс Тобин в «Шпигеле» цинично высказался об идеях АТТАК, об «улучшении мира», в ответ пресс-секретари АТТАК даже подтвердили, что ВТО, МВФ и Всемирный Банк – после основательной реформы – могут быть «абсолютно подходящими организациями» для реализации политики АТТАК. За этими трогательными иллюзиями скрывается, с одной стороны, полное непонимание законов движения капиталистического способа производства и функционирования государства в классовом обществе, а с другой стороны – ложная оценка капиталистического развития в 20-м веке. 

«Демократия» и кейнсианство

Именно государством, особенно во второй половине 20-го века,  в богатейших странах были сделаны различные уступки наёмным работникам, завоёванные ими. Старая социал-демократическая надежда суметь использовать также и для своих целей существующее при капитализме государство в качестве нейтральной организации, якобы стоящей над классами, проявила себя уже в прошлом опасным образом (первая мировая война, фашизм, чилийский Народный Фронт...). И сегодня атаки капитала направлены против социально-государственных завоеваний; сердцевина государства (полиция, армия, юстиция) продолжает разрастаться, поднята над населением и своим существованием связана с правящим классом.

Именно буржуазная демократия является предпочтительной формой господства буржуазии, так как она частично опирается на консенсус господствующего класса и класса, находящегося под его господством.  К авторитарным формам правления она прибегает тогда, когда она считает это необходимым  для защиты своих прибылей за счёт наёмных работников. За это ответственны не только Всемирные Игроки и перемещение капитала но и более слабые – и поэтому часто ещё подвергаемые кризисам – группы капитала.  То, что режимы в полуколониальных странах являются, как правило, самыми недемократическими, связано не с тем или иным перемещением капитала, но с тем, что господствующий класс имеет меньшую возможность делать подачки угнетённым. Если разделять как раз такие иллюзии, как у  АТТАК, относительно классово-неспецифической  демократии при капитализме, то можно, собственно,  прийти к результату, что число «демократических» режимов за последние 15 лет значительно увеличилось?!

По крайней мере, АТТАК занимается идеализацией безусловно столь более демократического пред-неолиберального времени. В действительности же крупный капитал всегда «диктовал политику» и позволял себе выступать от имени своего государства. Некоторым старым левым лидерам АТТАК стоит вспомнить несколько ярких страниц кейнсианской демократии: в США - эру Маккарти в 1950-е годы и позднее жестокие репрессии против левых противников войны во Вьетнаме и против афроамериканских организаций, во Франции – использование убийц из специальной полиции в мае 1968 года, бонапартистско-авторитарные тенденции де Голля,  в Италии - фашистско-тайнополицейская «стратегия взятия в клещи», в Германии репрессии и запреты на профессию (в ФРГ левым запрещали работать по ряду профессий. – прим.пер.), направленные против левых, в Португалии, Испании, Греции - военные диктатуры в середине 1970-х годов. 

На деле – по сравнению с периодом между двумя мировыми войнами и с закабалёнными империализмом странами  – относительно демократические условия и социальное благосостояние в метрополиях и в целом долгий бум после 1945 года не были результатом вмешательства государства. Напротив, кейнсианское вмешательство государства и социальные реформы были возможны лишь на базе бума. Бум опять-таки был результатом уничтожения капитала во 2-й мировой войне, стабилизации нормы прибыли  и превращения США в империалистическую гегемонистскую державу. Стабилизировавшаяся и расцветшая на костях 55-ти миллионов погибших капиталистическая мировая система могла тогда себе позволить сделать уступки рабочему классу.

Вмешательство государства было выражением тогдашних потребностей капитала, обожаемым АТТАК кейнсианством, бывшим тогда в моде, когда в течение 20 лет не было ни одного существенного цикличного кризиса. Когда в 1970-е годы норма прибыли снова начала падать, кейнсианство проявило свою неспособность решить эту проблему. В результате экономико-политические преобразования этой школы буржуазной национальной экономики были спешно выброшены за борт и заменены неолиберализмом. Это не было – здесь уже следует согласиться с информацией АТТАК о себе (на вебсайте АТТАК. – прим.пер.)  – «безальтернативной закономерной необходимостью». Но это также не была и не есть «чистая идеология», как считают авторы АТТАК. К неолиберальному повороту привели актуальные потребности накопления капитала, а вовсе не некоторая глупость или садизм со стороны истеблишмента – как на этом настаивают авторы бестселлеров, критикующих глобализацию - Ханс-Петер Мартин и Харальд Шуман, а также многие тексты АТТАК.

Государство всеобщего благоденствия и налог Тобина

Когда Кристоф Агитон из АТТАК Франции на конференции против Всемирного Экономического Форума в Зальцбурге в 2001 году заявил в своём докладе, что капитализм, дескать, разрешил свои проблемы и теперь речь идёт, мол, о том, чтобы люди получали от этого прибыль, когда АТТАК Германии выступает за «иную политику» для обеспечения «справедливого распределения» богатства, тогда две вещи здесь совершенно не поддаются пониманию. 

Во-первых, это уже полное невежество – не учитывать проблем мировой капиталистической системы, вовсе не ради шутки или из глупости обостряющейся международной конкуренции, продолжающегося кризиса в Японии, положения в бывших моделях будущего в Юго-Восточной Азии, обвалы в «пороговых» странах (или: новоиндустриальных странах. – прим. пер.), таких, как Турция,  Россия, Аргентина или Бразилия,   рецессия экономической ситуации (попросту – экономический кризис! – прим. пер.) в США и ЕС.

Когда в платформе АТТАК выражается обвинение, что неолиберальная глобализация не для всех принесла обещанное благосостояние, то, хотя это верно, здесь проглядывается представление, что справедливое распределение и благосостояние для всех якобы является действительной целью капиталистического способа производства. Это или полная наивность, или «педагогическое» навешивание лапши на уши читателям. Главной целью рыночной экономики является богатство для класса капиталистов, накопление капитала и сохранение этого эксплуататорского порядка. Основным механизмам накопления и конкуренции подчинён при этом также и сам господствующий класс. Благосостояние для большей части наёмных работников является в лучшем случае преходящей и регионально ограниченной подачкой.

Перед лицом растущих противоречий во всемирной империалистической системе остаётся всё меньше места для реформ или же усиливается нажим с требованием  проведения контрреформ. Это не означает, что – благодаря жестоким классовым битвам, не благодаря милым переговорам с капиталом и его правительствами – не может быть обеспечен тот или другой способ защиты от атак неолиберализма или даже то или иное улучшение. Это однако означает, что такие успехи всё труднее удержать. Хорошим примером могут послужить недавние события в Греции, где наёмным работникам весной 2001 года удалось с помощью всеобщей забастовки отразить массивные атаки на систему социального и пенсионного обеспечения, но где однако правительство социал-демократической партии ПАСОК после временного отступления начинает новую попытку в том же направлении. Там, где рабочий класс слишком крепко наступает на ноги капиталу, капитал может взять рабочий класс под свой контроль путём инвестиционного бойкота, вывода капитала, закрытия фабрик и прочих методов шантажа и принуждения. Последовательно проводимые классовые битвы наталкиваются поэтому быстрей, чем было раньше, на национальные границы, на границы системы.

С этим вступает в конфронтацию и так называемый налог Тобина и, следовательно, управление международными финансовыми акциями, к чему так стремится АТТАК для того, чтобы финансировать социальные и экологические мероприятия.«Более сильное обложение налогами доходов с капитала и огромных состояний», как требует этого платформа  АТТАК Германии, – само по себе, естественно, хорошее дело, за которое мы, марксисты, тоже выступаем; вопрос лишь в том, в какую политическую программу и в какую стратегию оно внедрено.

АТТАК в информации о себе (на вебсайте – прим. пер.) хочет иметь «налог Тобина в качестве инструмента регулирования в пределах, по крайней мере, ЕС», выражает удивление по поводу сопротивления крупных владельцев денег, но гордится тем, что многие «профессионалы», неправительственные организации, церкви и «выдающиеся политики» присоединились к этим требованиям. Руководство АТТАК хочет добиться более сильного налогообложения на капитал, убедив часть экономической и политической элит в том, что это разумно для системы.

Ни к чему не обязывающее согласие пришло уже также от бывшего французского премьер-министра Жоспена, от парламентского большинства Канады и даже от вице-председателя Объединения австрийских капиталистов Миттельленера. С политикой обращений к таким силам налог Тобина может только обернуться обманом – таким обманом, как 35-часовая рабочая неделя во Франции, которую купили у буржуазии с такими оговорками и т.п., что она оказалась бумерангом для наёмных работников. Коренное изменение отношений собственности и доходов в этом обществе не может иметь ничего общего с «выдающимися политиками» и буржуазными парламентами, а может быть направлено только против них.

Протекционизм и политика обращений

АТТАК, разумеется, ничего подобного не планирует. Игнасио Рамоне, главный редактор «Ле Монд Дипломатик» и основатель АТТАК, ещё в марте 2000 года заявил в одном интервью, что он «не имеет намерения нанести вред капитализму, а хочет стабилизировать его путём борьбы против свободной торговли». К этому официальному предложению верхушка АТТАК в роли якобы более дальновидной советницы примешивает также соответствующую порцию протекционизма: уже в своём раннем заявлении АТТАК Франции жаловалась, что «глобализация унижает национальные государства», и высказывалась «против дальнейшей уступки государственного суверенитета (буржуазных государств!). На вебсайте АТТАК Германии нас извещают, что членам АТТАК не нравится, что «из ста крупнейших экономических единиц мира 51 является промышленными предприятиями и только 49 – государствами». И Ж.Бертело весной 2000 года в «Ле Монд Дипломатик» высказался даже за таможенные барьеры между региональными экономическими блоками и потребовал от ЕС«защитить свой рынок от дешёвого сырья извне».

Это находится, однако, в некотором противоречии с выступлениями АТТАК  относительно полуколониальных стран. И здесь платформа АТТАК Германии является какой угодно, но не радикальной. Выдвигается требование «решения кризиса долгов развивающихся стран, прекращение неолиберального преобразования структуры, а также устранение диктатуры верующих с помощью недискриминационной и прозрачной процедуры». В этом вопросе АТТАК также остаётся в рамках системы, которая, – якобы будучи сама по себе в полном порядке, – должна лишь быть освобождена от дискриминационных и непрозрачных махинаций. «Устранение верующих» и империалистической системы эксплуатации явно и в этом пункте является для АТТАК только предметом дебатов, а не требованием полной ликвидации внешних долгов закабалённых империализмом стран. 

Конечно, в платформе АТТАК имеются и требования, которые уже находятся в полном порядке: за лучшую зарплату и трудовые права, против приватизации общественных служб, за закрытие налоговых оазисов. Однако и в вопросе с налогами вновь и вновь обнаруживаются успокоительные фразы, которые могли бы исходить от любого политика центристского толка: «Поэтому (...) мы выступаем за солидарную налоговую политику, при которой  каждого можно будет оценивать по его способностям» (информация АТТАК о себе). Капитал, судя по всему, надо не обжуливать, а договориваться с ним об умеренной эксплуатации. 

Как «международные организации, которые не служат интересам концернов и коррумпированных элит», могут материализоваться, эту тайну АТТАК нам, естественно не выдаёт – речь, видимо, идёт о редкостных организациях, которые, с одной стороны, в этой мировой системе имеют власть для реализации своих намерений и одновременно отказываются представлять интересы господствующего класса. 

Что сама АТТАК думает делать, чтобы достичь этой достойной внимания цели, об этом она делает лишь расплывчатые намёки. Новый социально справедливый и экологический порядок в мировой экономике,  согласно платформе АТТАК, «лишь тогда может быть реализован, когда будет существовать сильное, действующее на международном уровне общественное движение». В этом сообществе так всё правильно, что ликвидация капитализма, уничтожение буржуазного репрессивного аппарата – всё это явно не является необходимыми предпосылками для достижения этой абсолютно прекрасной цели АТТАК. С названным движением нас также не знакомят поближе, а лишь заявляют, что оно было создано ко Всемирному Социальному Форуму в Порто Аллегре, и что АТТАК является частью этого движения. И в информации АТТАК Германии о себе сообщается, что докладами, публикациями, «интенсивной работой в прессе» и акциями (явно не столь интенсивными, сколько «созидательными») будет создаваться необходимое давление на политику и экономику для внедрения альтернатив». Это значит: учреждаемые «политика и экономика» как субъект изменения отброшены АТТАК и её «научным советом».

Главное направление АТТАК в своей основе – это политика обращений к истэблишменту. То, что капиталистическая система должна оставаться нетронутой,  об этом всё более ясно высказываются ведущие фигуры АТТАК, такие, как, например, Сюзан Жорж на 1-м Всемирном Социальном Форуме: «Мне жаль это признать, но я не имею ни малейшего представления, что должно означать «свержение капитализма» в 21-м веке».В каких долях в этом высказывании намешаны цинизм, отсутствие представления о данной проблеме  и капитуляция, не должно нас в действительности интересовать. Важнее то, что Жорж этим полностью представляет главное направление АТТАК. Игнасио Рамоне сказал в дискуссии с правым экономистом Томасом Фридманом следующее:

 «Для того чтобы добиться удовлетворения своих основных потребностей, миллионы людей во всём мире без сомнения готовы соорудить баррикады и применить насилие. Я сожалею о таком решении равно, как и Фридман. Но если мы будем умны, этого никогда не должно будет произойти. Почему мы не должны крошечную долю богатства мира предоставить в распоряжение «проклятьем заклеймённых» сей Земли?» 

Этот ударный социал-шовинизм привилегированного мелкого буржуа из империалистических центров был затем закруглён озабоченным вопросом: 

«Что можем мы сделать? Как мы удержим руки человечества от того, чтобы оно не взбунтовалось и  не применило насилие?»

Мы стоим по другую сторону баррикады. Рамоне ищет с Фридманом и им подобными лучшие методы удержания эксплуатируемых от бунтов против капитализма (и с некоторым дистанцированием от ораторов АТТАК от радикальных частей движения антиглобализма это уже нашло практический выход). Цель марксистов – подготовить этот бунт, организовать и развить в революцию. 

Реформировать АТТАК?

Теперь кто-нибудь может сказать: «О’кей, вожди АТТАК – жалкие прокапиталистические мешки с мусором. Однако в АТТАК есть и другие люди, и с ними вместе АТТАК может быть превращена в антикапиталистическую силу». То, что среди членов и активистов АТТАК есть также и настроенные антикапиталистически, – это правда. Однако мы считаем, что перспектива реформировать АТТАК является иллюзией.

АТТАК представляет собой смесь из союзов и организаций с элементами движений – по рознящимся данным на вебсайте АТТАК, насчитывающих или 55 тыс. членов в 30 странах, или 80 тыс. членов в 45 странах. Это охватывающая разные классы комбинация, которая, согласно гордой информации АТТАК Германии о самой себе, «охватывает  разные организации от зелёных, БУНДа, Пакс Кристи до критически относящихся к капитализму групп». В группах АТТАК собрались, мол, «люди различного политического и религиозного происхождения». В марксистских категориях мы можем говорить о Народном фронте. 

И как в классическом Народном фронте, каким его формировали и формируют социал-демократы и сталинизм, так и «левые» силы в АТТАК отказываются от ясной перспективы классовой борьбы, чтобы удерживать на борту буржазные силы. Это означает, что уже лишь по причине структуры и характера этих объединений политически тон в них будут задавать буржуазные силы. Там, где имеется сотрудничество с профсоюзами, нет ориентировки классовой борьбы на профсоюзные «низы», а есть союз с реформистскими (что значит – с прокапиталистическими) профсоюзными бюрократиями. В сердцевине АТТАК находится смычка леволиберальных и бывших левых интеллектуалов с гуманистическим христианами, сталинистскими остатками и профсоюзными бюрократами, которая имеет при себе эти «низы», в которых опять-таки есть некоторое количество антикапиталистов.

Союз этих левых с прокапиталистическими силами при первом же серьёзном испытании или окажется недееспособным, или расколется, или (что наиболее вероятно) АТТАК вместе с другими бюрократами движения из Порто Аллегре и пр. проявит себя в качестве препятствия на пути антикапиталистического движения – и левые в АТТАК, будучи бессильны, примут это к сведению. 

Структура и состав АТТАК также таковы, что они будут препятствовать  превращению её в антикапиталистическую силу. Вебсайт АТТАК Германии информирует нас, что у неё не существует теоретической базы, типа основополагающей программы. Этим заявлением публику держат за дуру и не только потому, что на самом деле упомянутая программа существует, а потому что, прежде всего, АТТАК всегда имела политическую линию – а именно описанную политику обращений к эстэблишменту. И за якобы свободным плюралистическим «соединением» зачастую скрываются неформальные иерархические структуры,  в которых люди, имеющие наилучший доступ к средствам массовой информации, превращаются в реальных пресс-секретарей и приобретают реальную власть в АТТАК. Даже там, где дела выглядят прозрачней,  в организации, в которой членство не требует постоянной активности, опирающейся на глубокую политическую основу, часто происходит перерождение значительной части «низов» в поклонников «выдающихся» и «активных в СМИ» лидеров. 

Не исключено, что тех или других молодых людей или наёмных работников, которых как-то занесло в АТТАК,  можно отвоевать в борьбе за антикапиталистическую перспективу. Поэтому при определённых условиях может быть целесообразно локально ввязываться в дискуссии в группах АТТАК. 

Вместе с тем, непозволительно, как это делают некоторые левые, входить в АТТАК, политически приспосабливаясь к главному направлению АТТАК или даже идя на политическую дезинтеграцию в ней. Следует всё более ясно говорить, что АТТАК является прокапиталистическим течением, препятствием на пути к созданию антикапиталистического движения, и что при обострении борьбы она станет ещё большим препятствием такого рода. Главная задача заключается в том, чтобы завоевать, перетянуть на свою сторону антикапиталистов из АТТАК для создания кадровой революционной организации, которая, ориентируясь на наёмных работников, попытается связать современную борьбу с перспективой одоления существующей системы.

Источник: www.kalaschnikow.net

Перевод с немецкого Константина Ковалёва

Прошлые статьи по этой тематике

Антон Баумгартен.  Об интернационализме на словах и на деле 
Антон Баумгартен. Протоколы сибирских мудрецов.
Антон Баумгартен. Баррикада.
Карин Клеман.  Если "И", то Интернационализм. Ответ на вопросы Антона Баумгартена (лефт.ру 4-54)
Антон Баумгартен.  "Антиглобализм" или антиимпериализм?
Карин Клеман и Олег Шеин. Перспективы антиглобализма в России.

При использовании этого материала ссылка на Лефт.ру обязательна

  Ваше мнение

 
TopListRambler's Top100 Service