.
  .
Номер 2, 18 сентября 2000   

Дмитрий Якушев

О "свободе слова"

В последнее время все мы стали свидетелями жуткой истерики в российских и мировых СМИ по поводу угрозы "свободе слова" в России. Конечно, свобода слова лучше, чем ее отсутствие. Каждый человек должен иметь право и возможность излагать свои мысли, свою позицию, свое отношение к происходящему. Такое право записано в законодательствах всех "демократических стран", включая Россию. Право то есть, но есть ли возможность?

Попробуем разобраться, а существует ли вообще в наше время та "свобода слова", за которую так бьются "демократы" всего мира. Что представляет собой "свобода слова" в сегодняшних условиях?

Реально мы живем в мире, где уже давно правят крупнейшие транснациональные корпорации (ТНК). Все сферы жизни современного человека оказались под контролем этих монстров. Естественно, что и такой важный продукт как информация тоже практически всецело оказался в руках крупного капитала. Жесточайшая монополия на распространение информации, на распространение идей и мыслей является фактом. Подобная монополия - страшная угроза для человеческой цивилизации.

Перед человечеством стоит целый ряд глобальных проблем: массовая нищета, экология, истощение ресурсов, "перенаселение" и т.д. Становится все более очевидным, что в рамках существующих общественных отношений эти вопросы разрешить невозможно. И в принципе в мире давно выработаны идеи, позволяющие, в случае их реализации, решить стоящие перед человечеством проблемы.

Но, как справедливо отметил Маркс - идеи становятся материальной силой лишь когда овладевают массами. И вот как раз на пути спасительных идей к массам повешен надежный замок. Зачем висит этот замок? Решение проблем человечества требует ликвидации власти капитала, и даже ликвидации самого капитала. Но капитал, установивший монополию на распространение идей и информации никогда не даст людям узнать эту правду.

В руках капитала находятся основные технические средства трансляции идей и информации. И эти средства транслируют только то, что угодно капиталу. В результате основная масса людей знает только то, что им разрешает знать капитал.

Само по себе телевидение не есть не зло и не добро. Страшным злом оно становится в руках капитала.

Подобное стало возможным, прежде всего, с появлением и массовым распространением телевидения. Само по себе телевидение не есть не зло и не добро. Страшным злом оно становится в руках капитала. Будь телевидение действительно в руках общества, оно могло бы быть величайшим добром. Капитал, вообще, способен любое открытие оборачивать против людей.

В одном из произведений Берхольда Брехта есть монолог Галилея на эту тему. Уже старый Галилей говорит своему молодому ученику Сарти: "Придет время, и вы откроете все, что может быть открыто, но ваше продвижение в науке будет лишь удалением от человечества и постепенно пропасть между вами и человечеством станет настолько огромной, что в один прекрасный день ваш торжествующий клич о новом открытии будет встречен всеобщим воплем ужаса".

Действительно, стоит только представить, как капитал может использовать, скажем, последние открытия в области генетики и генной инженерии и становится не по себе.

Открытия, сделанные человеческим разумом, больше не принадлежат людям. Священное право частной собственности отделяет людей от достижений науки.

Открытия, сделанные человеческим разумом, больше не принадлежат людям. Священное право частной собственности отделяет людей от достижений науки. Какого черта искать лекарство от СПИДа, если миллионы людей ежегодно умирают от самых обычных болезней, лечить которые умели еще сто лет назад. Лекарства есть, но у людей нет денег, чтобы их купить.

В начале века революционерам было куда легче распространять свои идеи. Средства информации, находящиеся в руках революционеров были хотя бы сопоставимы с тем, что имели власти и капитал. И те, и другие пользовались печатным словом.

Сегодня же у капитала мощнейшие телеканалы, а у его противников лишь те же малотиражные газеты, что и сто лет назад. При таком соотношении сил уже не требуется жестких запретов. Пусть всякие леваки издают свои газетки. В информационном потоке, управляемом крупным капиталом их все равно почти не заметят. К техническим же средствам, позволяющим вещать на сотни миллионов людей, никто левых и прочих противников существующей системы пускать не собирается.

Есть, конечно, интернет - зона относительной свободы и относительного равенства. Здесь пока еще можно пробовать соревноваться с капиталом. У них сайты и у нас сайты. Но и в интернете для серьезной раскрутки требуются большие деньги. Бюджет наиболее посещаемых буржуазных интернет-изданий составляет до нескольких миллионов долларов в год.

Причем, даже имея громадное преимущество в деньгах, а значит и в возможности рекламировать свои web-страницы, буржуазия всячески стремится ликвидировать свободу в интернете. Призывы ограничить возможность распространения информации в интернете можно услышать сегодня повсюду, даже в самых "демократических" странах.

Капитал очень боится, что, казалось бы, намертво запертые идеи могут найти дорогу к людям через всемирную сеть.

Так какую же "свободу слова" мы сегодня имеем? Возможна ли "свобода слова", когда все крупнейшие мировые СМИ находятся в руках нескольких сотен (а может быть и меньше) магнатов?

Ответ на эти вопросы очевиден. "Свобода слова" несовместима с современным монополистическим капитализмом. На деле, никакой "свободы слова" нет ни в одной стране мира, есть - свобода для крупного капитала бесконечно манипулировать общественным мнением и сознанием.

Примеров подобных манипуляций сколько угодно. Это и наши российские выборы, и освящение мировыми СМИ войны в Югославии и многое другое. Под вывеской "свободы слова" скрывается изощреннейший тоталитаризм, какого мир еще и не видывал. Легендарный Фидель Кастро в беседе с Федерико Майором, опубликованной в газете "Гранма" и перепечатанной в "Советской России" так описал современную информационную диктатуру:

Многие люди в мире не только лишены свободы мысли-им сломали аппарат мышления.

"Многие люди в мире не только лишены свободы мысли - им сломали аппарат мышления. Миллиардам человеческих существ, включая значительную часть тех, кто живет в развитых обществах, говорят какой прохладительный напиток надо пить, какую сигарету курить, какую одежду носить, какие туфли надевать, каким продуктом, какой марки надо питаться. Их политические идеи поставляются им таким же способом. Ежегодно на рекламу тратится триллион долларов. Она сыплется дождем на беззащитные массы, которых полностью лишают элементов суждения и знаний, чтобы размышлять и соображать. Такого не было никогда ранее в истории человечества. У первобытного человека было больше свободы мысли".

Вот и все, и вся "свобода слова".

И то, что сейчас происходит в России тоже никакого отношения к "свободе слова" не имеет. Нас пугают Путиным, который хочет уничтожить "свободу слова" в России. Но на самом деле, "свободы слова" не было и до Путина, не будет и при Путине, ее не будет пока сохранятся мировой капитализм.

Современные СМИ вовсе не источник свободного слова, и даже не источник информации, а, прежде всего оружие в руках правящих классов, при помощи которого осуществляется управление подвластными народами.

Нынешние разборки вокруг "свободы слова" говорят о расколе в российской элите и даже, учитывая огромный резонанс во всем мире, о серьезных международных противоречиях различных групп капиталистов. Две капиталистические группировки схватились за право владеть телеканалами, а, точнее, инструментами оболванивания и манипулирования.

Запад активно защищает российских медиа магнатов, так как боится, что в случае перехода телеканалов под контроль государства последнее начнет манипулировать сознанием дорогих россиян не в его, Запада, интересах. Да и не в правилах современного империализма давать слишком большую независимость правительствам национальных государств.

К сожалению, в России сегодня нет никакой серьезной левой политики. В этой ситуации люди просто выстраиваются за той или иной группировкой капиталистов и в результате всегда оказываются обманутыми. Ведь и политика Путина, и политика предлагаемая Гусинским и Березовским в конечном итоге противоречит интересам подавляющего большинства населения России.

Но ничего другого нет, другое людям не показывают. Альтернативные проекты развития так и не могут пробиться к большой аудитории. Для пропаганды социализма ни государственные, ни частные СМИ места не дадут.

Крупицы свободы слова и демократии нам еще предстоит отвоевывать у всех этих путиных, гусинских, березовских. Но для этого требуется не выстраиваться подобно баранам одни за Путиным, другие за "демократической" оппозицией, а поднимать движение снизу.

 

Партии и движения
Периодика и сайты
Архивы
Буржуазные СМИ

 

Ваше мнение  

На главную страницу

Левая Россия
E-mail: editor
@left.ru