С.Минин 

Зубатовщина “по-майски”

Выборг, Щучье, Кузбасс, Красноярск, Москва, Серов – это далеко не полный перечень мест, где за последний год прогремели переделы собственности среди буржуазии, в которые был втянут и пострадал рабочий класс. Но именно об этих событиях можно и нужно говорить как о первых “ласточках” растущего рабочего движения России. 

Часть 1. Кто сильнее, тот и прав 

г.СЕРОВ. 5 октября 1999 г. В 5.50 утра 60 вооруженных бойцов Тагильского ОМОНа и частного охранного предприятия “Легион” из Екатеринбурга захватили здание заводоуправления Серовского металлургического завода и кабинет директора. Они проникли на завод, взломав двери. Около 11.00 рабочие, возмущенные вторжением, встали на защиту завода и добились, чтобы непрошеные гости удалились. Около 12 часов действующий генеральный директор завода Антон Алексеевич Баков занял свой кабинет. 

В настоящий момент СМЗ функционирует в обычном рабочем режиме. 

Пресс-служба ОАО “Серовский металлургический завод”. 

История повторяется, правда, с обратным знаком. Два года назад, весной 97-го, завод захватывал Антон Баков. Теперь отсюда вышибают его. И это, кстати, не первая попытка,

Антон Баков

нападение предпринималось и в ноябре 98-го. Тогда Баков устоял. 

На этот раз заводская охранная служба “Держава” была отстранена с помощью омоновцев и бойцов частных охранных предприятий. Прибывшие из Екатеринбурга судебные приставы на основании последних судебных решений объявили об отставке администрации Бакова. В заводоуправлении были отключены телефоны, прессу к месту события не допустили. 

В свою очередь, оправившись от нахальства варягов, бойцы “Державы” предприняли попытку штурмом отбить территорию заводоуправления. Но она не удалась. В конце концов, всех частных охранников попросили освободить территорию предприятия, и контроль над ним перешел к серовской милиции. 

Ближе к обеду, 6 октября в заводоуправлении собрались А.Баков, А.Мосеев — один из главных его противников, альтернативный директор, ставленник тех акционеров, которые претендуют на владение заводом, но до сих пор не имевших для этого реальных возможностей, глава города В.Анисимов, представители областного и городского судов. Заседания затянулись до вечера. Но внятного решения принято не было. Ситуация осталась неопределенной. 

Что это означает на самом деле? “Баков проиграл все суды”, “Его снимут с работы” — таков давний мотив серовских разговоров. Противники Бакова после губернаторских выборов получили в руки козырный карт-бланш. Впрочем, это и удивительно. Ведь Баков всегда негласно считался сторонником и, как сейчас принято говорить, человеком Эдуарда Росселя. Потому он и стал директором завода, ему всегда удавалось выходить сухим из воды, проводить самые рискованные эксперименты. Он, однако, сумел завоевать авторитет, определенную популярность: тем, что горячее питание в цехах организовал, восстановил заводскую “Доску почета”, благотворительностью занимался, компенсацию за задержку зарплаты выдавал продуктами. И вообще не чурался простого народа. 

Но в последнее время авторитет Бакова пошатнулся. Оголтелая пропагандистская кампания в поддержку “Мая” не добавила ему уважения. Баков, пошли разговоры, как бы зарвался. Его люди стали захватывать рудники и рудоуправления, кабинеты глав администраций. В центральной прессе Бакова стали звать не иначе, как “владетельный князь Серова”. 

При всем этом просматривается явная закономерность: пока “владетельный князь Серова” был в хороших отношениях с губернатором Свердловской области, грозовых туч над его головой ходило не очень много. Теперь эти отношения испортились. Наступило время реванша. 

Но серовский “орешек” оказалось не так-то просто расколоть... 

КСТАТИ: 

Прокурор Серова Сергей Ваулин заявил корреспонденту газеты, что вопрос здесь не прокурорский. В среду судья Серовского городского суда Ирина Тимофеева рассмотрела жалобу народного предприятия “Серовский металлургический завод” на действия судебных приставов и приостановила исполнительное производство по иску г-на Мосеева к администрации СМЗ до вступления решения суда в законную силу. 

Таким образом, на заводе все осталось на своих местах. Попытка очередного (не последнего!) переворота не удалась. 
 

Часть 2. “Май” и выборы 

В период губернаторских выборов в Свердловской области весной 1999 года образовалось и зарегистрировалось региональное Движение “Май”, и именно его лидер – Бурков стал главным конкурентом губернатора Росселя. Успех, видимо, вдохновил организаторов Движения, рамки Свердловской области стали ему слишком тесны, к тому же приближается компания по выбору депутатов Государственной Думы. 

Для участия в выборах регистрируется путём внесения необходимого залога блок под красивым названием “Мир. Труд. Май.”. Основой этого блока, как наверно, уже догадался наш читатель является свердловское региональное Движение “Май”. 

В какие же краски была окрашена избирательная компания этого блока? Если кто-то, смотря на название, скажет что красные, то он ошибётся. Прибывшие в Киров свердловские эмиссары блока говорили о том, что сегодня в обществе не хватает идеологии, способной его объединить, так вот у их блока такая идеология есть, после чего начинали дружно её излагать. 

1. Мы не принадлежим, ни к левым, ни к правым, так как людям надела их грызня между собой. 

2. Мы за твёрдые социальные гарантии и социальную защищённость и не только говорим об этом, но и активно ведём за это борьбу. 

3. Для людей нет ничего важнее, чем их зарплата, пенсия, пособия, мы будем бороться за то, чтобы они их получали стабильно. 

4. Мы – Движение появившиеся снизу, созданное гражданами регионов России, а не московской и ленинградской политической элитой. 

Всё это типичная социальная мифология (а иначе это не назовёшь), чего стоит одно - мы не левые, мы не правые. Вспоминается известная песня, той самой, предвыборной компании 1999 года: “Я не левый медведь, я не правый медведь. Я медведь - общечеловеческий”. А за данной песней, как всем нам известно, стоял блок “Единство - Медведь”, блок Шойгу – Путина, тех самых, под чьим руководством буржуазия ведёт целенаправленную атаку на права рабочих, на социальные гарантии. 

Но, в отличие от многих других блоков, которые так же были не прочь заявить о необходимости прекращения деления общества на “белых” и “красных”, о необходимости единства и стабильности, о том, что только подняв совместными усилиями Россию с колен мы сможем обеспечить себе все необходимые социальные гарантии, безусловно, умалчивая при этом, что своё собственное безбедное существование на Канарах они обеспечили на несколько столетий вперёд, блок “Мир. Труд. Май.” подкреплял свои слова делом, а такое в современной России редкость. 

Во время выборов блок использовал в своих целях недовольство населения своим социально-экономическим положением, в агитационных целях использовались шумные акции прямого действия. Наибольшую известность из них получили “принудительные диалоги с администрацией”. Суть которых состояла в том, что пикетчики после того, как чиновники сообщали им что не в силах ничем им помочь, что проблема не от них зависит и они её не решают, врывались во внутрь и отказывались покидать административное здание до тех пор пока их требования не удовлетворялись. Кроме этого, организовывались различные арт-хэппининги, например, организация уличных выставок “товаров народного потребления” которыми учителям и врачам выплачивают детские пособия, задолженность по заработной плате, среди них – туалетная бумага, одежда диких размеров, расцветов и фасонов, из серии, так называемых, неликвидов и даже… гробы. 

Одним из “коньков” блока, за счёт которого он, видимо, набрал наибольшее количество голосов, являлись организации компаний борьбы пенсионеров за перерасчёт пенсий. Поднятая блоком волна всколыхнула пенсионеров настолько, что заставила поволноваться многих чиновников, вплоть до губернаторов ряда регионов. 

Данная картина участия блока в выборах будет неполной без раскрытия той стороны, о которой обычно много не говорится, а именно о финансовой основе Движения. 

На предвыборном этапе блок денег не жалел. 

Для иллюстрации приведу следующие факты, которые я получил у одного предприимчивого знакомого, который подвязался работать на блок во время выборов, да причём, видимо, так приглянулся свердловским эмиссарам, что те без раздумий выдали в его ведение район, предоставили ему право самому организовывать там пирамиду платных агитаторов из расчёта один на 400 избирателей, а на каждых десять агитаторов по одному бригадиру.

По его словам в одну кировскую область прибыло несколько десятков свердловских эмиссаров, безусловно работавших не бесплатно, несколько “КАМАЗов” агитационной литературы “разъясняющих” идеологию блока, после чего на нанятых специально для этого машинах она развозилась по всем уголкам области. Так вот только на его район пришлось 500 (!) килограммов данной литературы, которую он сдал в макулатуру.

На оплату сети агитаторов ему было выдано более 30 тысяч рублей и кроме того, более 10 тысяч эмиссары “Мая” так и не отдали, уехав после с треском проигранных выборов. Тем самым подставив моего знакомого под неизбежное в таком случае столкновение с недовольными агитаторами из среды студентов, пенсионеров, работников бюджетной сферы, которые недополучили обещанную им сумму.

Благо люди ему поверили, что он здесь ни при чём и является таким же зависимым, наёмным как и они, а могли бы и не поверить… Так вот, представьте себе, если такая сумма выделялась на один район одной области из 89 регионов России, то какая астрономическая цифра общих расходов блока получается, при учёте того, что здесь не велось речи о затратах на платное эфирное время, затраты на выборы по одномандатным округам. Для сравнения скажу что кировская организация блока №7 “Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз” затратили на все выборы и по партийным спискам, и по одномандатным округам, не более 3000 рублей. 

Финансовые потоки протекавшие “золотой рекой” через блок “Мир. Труд. Май.” шли в основном “чёрным налом”, так как безусловно, не были как это положено, проведены через предвыборные счета блока. 

Итак, кто же оплачивал счета “майских” “борцов” за социальные гарантии? От связи с известной свердловской бандитской группировкой “Уралмаш” кировские эмиссары Движения, усиленно открещивались, хотя никто особо их по данному поводу не допекал (быть может, действовал принцип: “На воре шапка горит”?) Но открыто признавали, что в блок входил “Промышленный союз” - объединение уральской буржуазии, а поддержку оказывали “короли” чёрного металла братья Чёрные. 

Вот здесь-то и собака зарыта. Как известно кто платит, тот и музыку заказывает. Братья Чёрные, как и другие буржуа, не прочь прибавить политическую власть к своему экономическому могуществу. Но это лишь то, что видно невооружённым взглядом… 

Часть 3. История и современность 

Полковник Зубатов 

Историческая справка: Зубатов - начальник московской охранки. Начал свою "карьеру" с роли заурядного провокатора и шпика. Первый пытался ввести в России полицейский социализм, отсюда термин - "зубатовщина". Зубатовщина возникла вместе с появлением массового рабочего движения. Еще в конце 90-х г.г. прошлого века самодержавные властители начали подумывать о том, как бы отвлечь внимание рабочих от агитации революционеров и перевести рабочее движение с социал-демократического пути на рельсы полицейского социализма. В феврале 1902 г. Зубатов организует в Москве "Общество взаимного вспомоществования рабочих механического производства". На протяжении 1902 - 1903 г.г. зубатовские организации возникают во многих городах. Организуя рабочих в эти мирно-"просвещенские" общества, ставленники полиции неизбежно наталкивались на необходимость принимать участие в забастовках. Так, зубатовская организация в целом принимает участие в одесской забастовке 1903 г. Вскоре, однако, деятельность зубатовцев стала внушать серьезные опасения в смысле развязывания массового движения, и правительство поспешило прекратить ее, распустив зубатовские организации и разогнав их руководителей. Сам Зубатов был сослан в Сибирь. 

Такова история, что же в современности? “Май” также очень большое внимание уделяет рабочему движению. Он даже для этого помогает рабочим создавать собственные классовые, независимые профсоюзы, для чего на предприятие, где начинаются рабочие волнения отправляются методисты из “Уралпрофцентра” и чётко по полочкам разъясняют рабочим, как и что делать, какие методы и на каком этапе лучше использовать. 

Возникает вопрос, зачем буржуазии классовые рабочие организации? Да, собственно затем же, зачем буржуазному блоку “Мир. Труд. Май.” борьба за социальные гарантии и справедливость - для использования их в своих целях. А именно, используя недовольство рабочих на предприятиях конкурентов, разделаться с последними, да ещё и присовокупить их собственность к своей, это один вариант (этот вариант известен в выборгском, щучанском, красноярском и многих других видах). Другой, используя карманный профсоюз на собственном предприятии, постоянно “держать руку на пульсе” жизни и настроения своих рабочих, - то есть фактически полицейские, церберские функции. Если первый вариант - изобретение нашей эпохи, то второй был хорошо известен ещё в начале века под именем “зубатовщины”. 

Часть 4. Что делать? 

Как должны вести по отношению к этим и подобным им профсоюзам сознательные выразители интересов рабочего класса? Есть три варианта. 

1. Встав на службу буржуазии помогать ей, организовывать рабочих для реализации чуждых им интересов; при этом  оправдывая себя в своих глазах тем, что помогаешь “классово самоорганизовываться” и кроме того, получаешь от буржуазии средства для революционной работы. 

2. Занять сектантскую позицию и несмотря на то, что в данных профсоюзах состоят рабочие, самим туда не ходить и других не пущать. 

3. Работать в них, разъяснять рабочим, что их используют в чуждых им интересах, вести пропаганду марксизма в пролетарской среде. Только так и только тогда мы сможем повернуть рабочих с пути выгодного зубатовым-чёрным, на сложный тернистый, но единственно верный путь пролетариата к своему освобождению - путь классовой борьбы. 

По данному поводу мне вспомнилась следующая мысль Ленина из “Детской болезни “левизны” в коммунизме”. 

“Нет сомнения, господа “вожди” оппортунизма прибегнут ко всяческим проделкам буржуазной дипломатии, к помощи буржуазных правительств, попов, полиции, судов, чтобы не допустить коммунистов в профсоюзы, всячески вытеснить их оттуда, сделать им работу внутри профсоюзов возможно более неприятной, оскорблять, травить, преследовать их. Надо уметь противостоять всему этому, пойти на все и всякие жертвы, даже — в случае надобности — пойти на всяческие уловки, хитрости, нелегальные приемы, умолчания, сокрытие правды, лишь бы проникнуть в профсоюзы, остаться в них, вести в них во что бы то ни стало коммунистическую работу. 

При царизме до 1905 года у нас не было никаких “легальных возможностей”, но когда Зубатов, охранник, устраивал черносотенные рабочие собрания и рабочие общества для ловли революционеров и для борьбы с ними, мы посылали на эти собрания и в эти общества членов нашей партии (я лично помню из числа их тов. Бабушкина, выдающегося питерского рабочего, расстрелянного царскими генералами в 1906 году), которые устанавливали связь с массой, изловчались вести свою агитацию и вырывали рабочих из-под влияния зубатовцев.” (ПСС изд. Пятое т.41 стр. 38) 

И только тогда мы сможем добиться того,  же что Ленин описывает в статье “Первые шаги”: 

“Легальное, зубатовское, рабочее общество, основанное при содействии правительства в целях развращения пролетариата систематической монархической пропагандой, оказало не малую услугу организации движения на его низших стадиях и росту вширь. Случилось то, на что давно уже указывали социал-демократы, говорившие зубатовцам, что революционный инстинкт рабочего класса и дух его солидарности возьмет верх над всякими мелкими полицейскими уловками. Самые отсталые рабочие втянутся в движение зубатовцами, а там уже дальше само царское правительство позаботится толкнуть рабочих дальше, сама капиталистическая эксплуатация подвинет их от мирной и насквозь лицемерной зубатовщины к революционной социал-демократии. Практика пролетарской жизни и пролетарской борьбы пересилит все “теории” и все потуги господ зубатовцев”. (ПСС изд. Пятое т.9 стр. 220-221). 

Мы не можем и не должны быть орудием в руках буржуазии, но и не имеем права стоять в стороне от рабочих, пусть даже организованных буржуазией в своих интересах. Наша задача - не плестись в хвосте несознательных рабочих и, тем более, не прислуживать буржуазии, а проводить собственную революционную работу в среде пролетариата. 
 

 

.
Ваше мнение
.
На главную страницу

Левая Россия
E-mail: editor@left.ru

.